Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Грамматические средства выражения категории темпоральности в англоязычном естественнонаучном учебном тексте

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-1-81-90

Аннотация

Поставлена проблема влияния категории темпоральности на когнитивный потенциал англоязычного учебного текста. Актуальность проблемы обусловлена тем, что когнитивные аспекты учебных текстов недостаточно разработаны, несмотря на многообразие в разных тематических областях. Цель заключается в исследовании темпоральности как онтологической тестовой категории, анализе её влияния на когнитивную специфику текстов и выявлении типичных грамматических средств выражения темпоральности в учебных естественнонаучных текстах. Использованы методы анализа теоретических положений о природе категории темпоральности, а также качественный и концептуальный анализ языкового материала на примере естественнонаучных учебных текстов на английском языке. Полученные результаты свидетельствуют о том, что теоретическими предпосылками описания структуры текстовой категории темпоральности являются семантический и функциональносемантический аспекты и принцип поля. Практически выявлено, что используемые грамматические средства категории темпоральности в учебных текстах указанного типа способствуют передаче знаний о закономерных, статичных явлениях, истории и результатах исследований в широком промежутке времени. Показано, что грамматические средствам темпоральности, традиционно считающиеся периферийными, значительно влияют на когнитивный потенциал учебных текстов указанного типа за счёт выражения фокуса. На основании анализа сделан вывод о том, что категория темпоральности учебных естественнонаучных текстов обусловливает особенности их стиля и способность передавать универсальные знания, которые нечётко структурированы во времени.

Об авторе

А. В. Кащеева
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Кащеева Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Болдырев Н.Н. Взаимодействие первичных и вторичных структур в языковой картине мира как фактор её динамики // Когнитивные исследования языка. Вып. № 3 (46). Язык и мышление в эпоху глобальных перемен. Москва; Тамбов; Н. Новгород, 2021. С. 26-30.

2. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика. Т. 1. М.: СпортАкадемПресс, 2001. С. 72-80.

3. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.

4. Тураева З.Я. Лингвистика текста. М.: Просвещение, 1986. 127 с.

5. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка // Вопросы когнитивной лингвистики. 2009. № 1. С. 5-12.

6. Копытов О.Н. О фундаментальных категориях текста // Вестник ИГЛУ. 2011. № 3 (15). С. 149-157.

7. Москальчук Г.Г. О лингвистических измерениях текста // Вестник ЧелГУ. 2016. № 4 (386). С. 135-138.

8. Баженова Е.А. Структура нового знания в научном тексте // Вестник ТГПУ. 2020. № 4 (210). С. 144-151.

9. Галич Г.Г., Клёстер А.М. Профессиональный дискурс как среда функционирования категорий мышления // Вестник ЧелГУ. 2018. № 6 (416). С. 28-35.

10. Должич Е.А. Когнитивно-дискурсивное пространство научного текста // Учёные записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 2 (71). С. 121-123.

11. Кокова А.В., Сорокина Т.В. Объективация когнитивной структуры building (строительство) в англо язычном научно-техническом дискурсе // МНКО. 2020. № 2 (81). С. 409-411.

12. Манерко Л.А., Суханова А.С. Понимание соотношения концептуальной области и дискурса // Когнитивные исследования языка. Вып. № 4 (47). Методы когнитивной лингвистики: гордость или предубеждение? Москва; Тамбов; Н. Новгород, 2021. С. 127-133.

13. Степанова Е.С. Лингвокогнитивные особенности научно-популярного медицинского дискурса // Вестник ТГПУ. 2019. № 4 (201). С. 95-101.

14. Гелдилиева А.А. Цвет как паралингвистическое средство реализации текстовых категорий в учебных поликодовых текстах // Современное педагогическое образование. 2020. № 11. С. 223-227.

15. Гиловая Е.А. Лингвистические и феноменологические когнитивные структуры как отражение смысловой организации математического текста // Сервис +. 2021. № 2. С. 45-50.

16. Коновалова Н.И. Современный учебный текст по русскому языку: механизмы восприятия и принципы конструирования // Филологический класс. 2020. № 1. С. 164-172.

17. Лысакова И.П., Железнякова Е.А. Лингвокогнитивные особенности учебного текста // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. 2018. № 3. С. 166-173.

18. Мартынова Е.В., Солнышкина М.И., Мерзлякова А.Ф., Гизатулина Д.Ю. Лексические параметры учебного текста (на материале текстов учебного корпуса русского языка) // Вестник ТГГПУ. 2020. № 3 (61). С. 72-80.

19. Панюшкина П.Ю. Особенности и характеристика учебных текстов для студентов медицинского вуза // The Scientific Heritage. 2021. № 61-3. С. 43-45.

20. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность / отв. ред. А.В. Бондарко. Л.: Наука, 1990. 264 с.

21. Нильсен Е.А. Репрезентация темпоральности в текстах интервью (на материале американских газет) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38). С. 211-218.

22. Усенко Н.М. Некоторые аспекты функционирования темпоральности в лингвистике // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2019. № 1. С. 220-223.

23. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2021. 236 с.

24. Дубровская О.Г. Когнитивно-дискурсивная интерпретанта как приём анализа социокультурной специфики дискурса // Когнитивные исследования языка. Вып. № 4 (47). Методы когнитивной лингвистики: гордость или предубеждение? Москва; Тамбов; Н. Новгород, 2021. С. 535-542.

25. Конькова А.С. Реализация текстовой категории темпоральности в ток-шоу как типе дискурса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2016. № 5 (744). С. 150-158.


Рецензия

Для цитирования:


Кащеева А.В. Грамматические средства выражения категории темпоральности в англоязычном естественнонаучном учебном тексте. Неофилология. 2022;8(1):81-90. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-1-81-90

For citation:


Kashcheyeva A.V. Grammatical means of expressing temporality category in an English-language natural science educational text. Neophilology. 2022;8(1):81-90. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-1-81-90

Просмотров: 87


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)