Размышления у парадного подъезда: из истории музыкального дела в России
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-526-536
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Исследование представляет собой краткий очерк начального этапа становления региональной системы профессионального музыкального образования. Рассмотрены различные аспекты данного процесса, приведены факты и примеры, характеризующие эту систему на материале деятельности Тамбовского отделения Императорского Русского музыкального общества. Цель – обосновать тезис о том, что региональная традиция народного просвещения наследует лучшие черты отечественной системы профессионального музыкального образования.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Изложен материал, полученный посредством анализа, обобщения и систематизации результатов исследований начального этапа становления региональной системы музыкального образования на Тамбовщине.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Прослежена связь региональной системы музыкального образования и народного просвещения с общероссийскими и общеевропейскими культурными веяниями и традициями. Освещены основные стороны работы Тамбовского отделения Императорского Русского музыкального общества, соответствующие общему либеральному направлению общественной мысли середины XIX – начала XX века. Реконструирован социокультурный контекст начала ХХ века, аргументирующий установку бюстов М.И. Глинки и А.Г. Рубинштейна в ниши мемориального корпуса Тамбовского музыкального училища, ныне – Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Изложенный материал предназначен для широкого использования в практике продвижения регионального культурного наследия, прежде всего – экскурсионно-туристического сопровождения культурно-досуговых программ.
Об авторах
М. Ю. ДолгушинаРоссия
ДОЛГУШИНА Марионелла Юрьевна, кандидат философских наук, доцент, доцент объединённой кафедры камерного ансамбля, концертмейстерской подготовки и общего фортепиано
392000, г. Тамбов, ул. Советская, 87
А. А. Долгушина
Россия
ДОЛГУШИНА Анна Александровна, преподаватель колледжа им. В.К. Мержанова
392000, г. Тамбов, ул. Советская, 87
Список литературы
1. Соболева Е.А. Музыкальная культура Астрахани к началу ХХ века // Музыка и время. 2020. № 8. С. 10-17. https://elibrary.ru/byslvn
2. Рябова Г.Н. Музыкальная культура Пензенского края: традиции и современность // Культура, искусство, образование: проблемы теории, истории, практики: сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.практ. конф. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2023. С. 28-35. https://elibrary.ru/aurkjh
3. Ефимова Н.И., Крапива А.И. Русское музыкальное общество в Дальневосточной республике: скрепы истории // Проблемы музыкальной науки. 2021. № 1. С. 36-45. https://doi.org/10.33779/25876341.2021.1.036-045, https://elibrary.ru/wukyty
4. Дылькова С.В. Культурная политика в России и её роль в реализации музыкальных школ – школ искусств // Культура и цивилизация. 2022. Т. 12. № 5-1. С. 544-556. https://doi.org/10.34670/AR.2022.67.55.030, https://elibrary.ru/czalzl
5. Глушкова О.Р. Из истории происхождения звания «свободный художник» для выпускников консерваторий Русского музыкального общества. Навстречу 155-летию Московской консерватории // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 51. С. 191-199. https://doi.org/10.31773/2078-1768-2020-51-191-199, https://elibrary.ru/odqbea
6. Багаутдинов Р.О. Музыкальное профессиональное образование в России во второй половине XIX века: тенденции развития // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2021. Т. 11. № 11 (80). С. 2950-2957. https://doi.org/10.35775/PSI.2021.80.11.002, https://elibrary.ru/siqxgp
7. Гущина Е.А. Из истории Царицынского музыкального училища 10-х годов ХХ века (по документам Государственного архива Волгоградской области) // Волгоградская консерватория им. П.А. Серебрякова: от истоков до наших дней (к 65-летию Сталинградского музыкального училища) / ред.-сост. О.Ю. Осадчая и др. Волгоград: ООО «Сфера», 2023. С. 14-35. https://elibrary.ru/lklumu
8. Скорбященская О.А. Династия Герке и её роль в русской музыкальной культуре // Художественное образование и наука. 2023. № 4 (37). С. 81-93. https://doi.org/10.36871/hon.202304081, https://elibrary.ru/gdxalh
9. Титова О.А., Сараева Л.П. Историческая ценность деятельности князя Н.П. Трубецкого для развития музыкального образования в России // Наука. Искусство. Культура. 2022. № 4 (36). С. 184-193. https://elibrary.ru/iyxpqq
10. Аникиенко С.В., Эрцэнгель Г.Ю. Размышляющий музыкант: музыкально-критические статьи М.Ф. Гнесина в провинциальной периодической печати 1910-х гг. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 45. С. 96-113. https://doi.org/10.17223/22220836/45/10, https://elibrary.ru/ukcupa
11. Ефимова Н.И., Матвеева А.И. Конструкт РМО/ИРМО в истории развития академической музыки в постоктябрьской России (на примере работы Владивостокского отделения в эпоху Дальневосточной республики) // Музыка в системе культуры: научный вестник Уральской консерватории. 2023. № 32. С. 42-52. https://elibrary.ru/njrifj
12. Старикова А.Г. Проекты А.Г. Рубинштейна под эгидой Императорского музыкального общества в 1887–1890 гг. // Столица и провинции: взаимоотношения центра и регионов в истории России: материалы XIV Всерос. науч. конф. СПб.: Изд-во Лен. гос. ун-та им. А.С. Пушкина, 2023. С. 183-186. https://elibrary.ru/ysapeu
13. Шабшаевич Е.М. Василий Сапельников vs Императорское русское музыкальное общество (1903): новые материалы // Музыкальная академия. 2020. № 4 (772). С. 172-183. https://doi.org/10.34690/120, https://elibrary.ru/rblzze
14. Смирнова А.И., Купец Л.А. Русский европеизм: версия Антона Рубинштейна // Проблемы межрегиональных связей. 2021. № 16. С. 75-80. https://doi.org/10.54792/24145734_2021_16_75_80, https://elibrary.ru/buldqf
15. Лян Люй. Исторический обзор становления музыкального образования в России: системный подход // Человеческий капитал. 2023. № 11-1 (179). С. 149-155. https://doi.org/10.25629/HC.2023.11.15, https://elibrary.ru/xwridw
16. Немтинов В.А., Горелов А.А., Острожков П.А., Горелов И.А. Первые памятники и памятные знаки, открытые в городе Тамбове // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2012. № 4 (42). С. 44-49. https://elibrary.ru/pjvryn
17. Зима Т.Ю. Антон Григорьевич Рубинштейн – социокультурный феномен и организатор музыкального дела в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3 (47). С. 230-235. https://elibrary.ru/pcpvxn
18. Valkova V.B. Provincial conflicts: concerning the issue of “the center vs the periphery” in the activities of the Imperial Russian Musical Society // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 4. С. 140-147. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.140-147, https://elibrary.ru/pwezwn
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Долгушина М.Ю., Долгушина А.А. Размышления у парадного подъезда: из истории музыкального дела в России. Неофилология. 2024;10(2):526-536. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-526-536
For citation:
Dolgushina M.Yu., Dolgushina A.A. Reflections at the front entrance: from the history of music in Russia. Neophilology. 2024;10(2):526-536. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-526-536