Preview

Неофилология

Расширенный поиск
Том 11, № 2 (2025)
Скачать выпуск PDF

ПАРАДИГМЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИКА

232-241 19
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения языковых средств газетного дискурса, являющегося неотъемлемой частью современного медиаинформационного пространства. Цель работы – выявить типы односоставных глагольных предложений, употребляющихся в языке газеты, определить частотность разных типов и проанализировать их стилистические функции в газетных текстах.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материал исследования – публикации газеты «Аргументы и факты». Используются метод сплошной выборки, статистический метод, методы структурно-семантического и функционально-стилистического анализа языковых единиц, контекстуальный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено 455 односоставных глагольных предложений; определена частотность их типов. Установлено, что в газетных публикациях в наибольшем количестве представлены безличные конструкции, за ними следуют определённо-личные и неопределённо-личные, частотность которых в языке газеты примерно одинаковая. Четвёртое место занимают инфинитивные предложения. Минимальным количеством представлены обобщённо-личные конструкции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Определённо-личные предложения активны в языке газеты как источник лаконизма, динамичности, выразительности. Неопределённо-личные предложения придают газетным текстам живость и лёгкость, акцентируют внимание читателя на действии без упоминания субъекта. Обобщённо-личные конструкции используются с целью вовлечения читателя в описываемые события, «обобщения» автора с аудиторией. Безличные предложения прежде всего характерны для жанра интервью, который передаёт особенности устной речи. Инфинитивные предложения используются с целью передачи речи собеседника в диалоге и суждений автора публикации; для воспроизведения афористического высказывания; для привлечения внимания читателей к содержанию статьи в составе подзаголовка; для привлечения внимания потенциальных потребителей в рекламных текстах.

242-248 24
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрены некоторые семантические и этимологические характеристики английских глаголов, описывающих чувственно-эмоциональную деятельность человека. То, как люди интерпретируют свои эмоции, зависит от «лексической сетки координат», которую даёт им родной язык. И в этом ключе языковая картина мира предстаёт как знание, зафиксированное в содержании языковых форм, как своеобразная система принадлежности к миру и форма его категоризации. Возникает необходимость соотнесения прототипического подхода в категоризации с концептуализацией исторических моделей [этимологических].

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основными методами исследования, позволившими выявить некоторые семантические и этимологические особенности английских глаголов, описывающих чувственную и эмоциональную деятельность человека, являются: описательный метод, метод компонентного анализа, метод формализации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Актуализация проблем языка – сознания – эмоции в лингвистике повлияла на развитие тем и понятий, связанных с эмоциональным миром человека «как одним из микрокосмов». И в этой связи интересно, что история происхождения глаголов эмоций и периоды их возникновения приоткрывают завесу над тем, как носители привыкли «концептуализировать» эмоциональные состояния. Изучение концептуальной структуры слова (в исследовании – глаголов эмоций) по данным этимологического анализа может дать важные данные для дальнейшего изучения понятийной сферы, описывающей чувственную и эмоциональную деятельность человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Изучая эмоциональный мир человека, его чувства, необходимо понимать, что каждый язык накладывает свою интерпретативную сетку координат. Изучая семантическое пространство английского языка, в частности, микрокосм чувственной и эмоциональной активности человека, в том виде, в котором он представлен на современном этапе развития языка, мы получаем определённые знания об этой понятийной сфере носителей английского языка, объективируемые знаками языка и отражённые в его семантическом пространстве.

249-258 21
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Целью исследования является сопоставление кампаний по переименованию тех населённых пунктов и улиц бывшей Северо-Восточной Пруссии, вошедших в состав Калининградской области, которые или на исходных немецких картах, или на новых советских картах носят имена выдающихся деятелей двух задействованных культур.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В ходе рассмотрения 2497 актов реноминации населённых пунктов и 1000 актов переименования улиц в этих населённых пунктах выделены 642 мемориальных ойконима и 674 мемориальных урбанонима, которые были подвергнуты сравнительному семантическому анализу.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Показано, что после переименования число мемориальных ойконимов заметно увеличивается, а количество мемориальных урбанонимов практически не меняется. После переименования с карт исчезают посвящения предпринимателям, и растёт доля топонимов, производных от фамилий военнослужащих. Для обеих сравниваемых сфер характерно стремление к увековечиванию советских людей на фоне присутствия определённой доли номинаций, образованных от фамилий деятелей русской и даже зарубежной культуры. Если в исходном топонимическом материале доминируют урбанонимы в честь местных знаменитостей, то в новом, напротив, с культурой региона чаще связываются ойконимы. Повторяемость фамилий в основе онимов свойственна обоим изученным временным срезам и обоим классам топонимов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сделан вывод о преобладании сходств над различиями во всех аспектах сравнения.

259-272 31
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В донских говорах Волгоградской области зафиксирована лексема кундюбенький со значением ‘некрасивый (о человеке)’. Внутренняя форма слова затемнена для современного носителя языка, что определяет цель исследования: проследить формирование и развитие семантики основы кундюб- (основой кундюб- мы для удобства обозначили все встретившиеся её фонетические варианты: кундюб-, кундуб-, кундюм-, кундум-) в русских говорах и в литературном языке, выявить этимологию слов этой основы.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Анализ лексикографических источников различных направлений (диалектные словари, словари современных тюркских и монгольских языков, этимологические словари) позволил выявить диалектные и общерусские лексемы с основой кундюб-, существенно различающиеся по семантике и предположительно восходящие к одной или двум родственным древним основам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Рассмотрено варьирование семантики лексем с основой кундюб- в русском языке (преимущественно в говорах южного наречия), установлены связи анализируемых единиц в тюркских и монгольских современных языках, поднимается вопрос о составе лексем в рамках древней основы с учётом структуры и семантики единиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Даны версии этимологии слов основы кундюб- с опорой на лексикографические источники, предложены варианты формирования и развитии семантики основы в диахронии, обозначены проблемные и спорные моменты рассматриваемого вопроса и намечены дальнейшие перспективы исследования.

273-282 33
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время интернет-коммуникация является уникальной средой, в которой отражаются языковые особенности молодёжного общения, отличающиеся от традиционного способа общения. Целью исследования является анализ языковых средств, используемых в молодёжной интернет-коммуникации. Изменения в языковых особенностях интернет-коммуникации в настоящее время сопряжены не только с использованием молодёжного жаргона и сленга, аббревиатур и сокращений, но и различных графических изображений, отражающих эмоциональный настрой высказываний.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили тексты переписки молодых коммуникантов в сети Интернет, в мессенджерах «Телеграм», «ВКонтакте». Исследование эмпирического материала проведено на основе описательного и сравнительного методов, использовался метод сплошной выборки текстовых единиц и метод лингвистического анализа, направленный на выявление системы языковых средств для определения словесных конструкций и языковых единиц.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлены специфические лексические средства (лексемы молодёжного компьютерного сленга), сокращения, эмодзи и эмотикон, служащие для передачи эмоционального содержания сообщений в молодёжной интернеткоммуникации. Доказано, что любые изменения в молодёжной интернет-коммуникации необходимо фиксировать, чтобы ориентировать молодых людей на кодифицированное использование русского языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Установлено, что молодёжное общение в интернет-среде, отличающееся от традиционной формы коммуникации, проявляется в грамматике и орфографии русского языка, в развитии явлений парцелляции и сокращения, в проникновении интернет-сленга в живое повседневное общение. Результаты могут быть использованы в рамках филологического и лингвистического анализа текста, при изучении языка Интернета и интернет-стиля.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА В ЛИЦАХ, ФАКТАХ, СОБЫТИЯХ

283-295 21
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Представлен анализ поэтического творчества Ф.Ф. Филимонова. Цель исследования – представить творческую практику российского провинциального поэта конца XIX – начала XX века на примере жизненного и творческого пути Ф.Ф. Филимонова.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Сравнительно-исторический метод позволяет представить творчество этого автора в широком контексте европейской поэтической культуры этого времени. С использованием достижений социологии литературы прослеживается творческая тактика провинциального писателя, стремящегося зарекомендовать себя не только как автора стихотворных фельетонов и поэта-сатирика, но и как драматурга, редактора журнала, издателя газеты.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В творчестве Филимонова можно обнаружить устойчивые мотивы, характерные для поэтической культуры XIX века: дружбы, любви, природы, внимание к «униженным и оскорблённым», «милость к падшим», и одновременно мотивы борьбы, активного преобразования действительности. Они используются им для лучшего практического воздействия на читателя, подразумевая изменения сложившейся социокультурной ситуации. Той же цели служит совмещение собственно поэтического творчества с публицистической и драматургической практикой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Поэзия Ф.Ф. Филимонова (Гейне из Ирбита, Дедушки Фаддея) рассмотрена в контексте уральской и сибирской литературы рубежа веков, что призвано дополнить историю русской литературы указанного периода.

296-306 40
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Выявлены ключевые синестетические концепты в ранней поэзии В. Набокова, а также их роль в создании художественного образа. Целью исследования стало выявление ключевых синестетических концептов в ранней поэзии В. Набокова, чтобы понять их роль в создании художественного образа сборника и в дальнейшем место в творчестве автора. Феномен синестезии привлекает значительное внимание исследователей в различных областях гуманитарного знания. В литературе данный приём используется для усиления образности текста за счёт комбинирования различных сенсорных восприятий. Поэтическое наследие В. Набокова представляет для исследователей ценный корпус текстов для изучения синестетических механизмов, обусловленных авторским мироощущением.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили стихотворения, включённые в дебютный сборник В. Набокова «Стихи» (1916). Анализ проводился с опорой на семантический и концептуальный методы, а также посредством интерпретации авторских синестетических метафор. Выявлено, что в поэтическом дискурсе В. Набокова наблюдаются устойчивые цветовые концепты «бледный», «лиловый», «лазурный» и «кровавый», обладающие не только визуальной, но и символической значимостью. Концепт «бледный» ассоциируется с мотивами увядания и потерь, «лиловый» – с переходными состояниями и ностальгией, «лазурный» – с мечтательностью и небесной гармонией, а «кровавый» – с ощущением боли и эмоционального напряжения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты исследования свидетельствуют о том, что взаимодействие указанных концептов формирует сложную систему синестетических образов, существенно обогащающую эмоциональное восприятие текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Полученные данные открывают перспективы для дальнейшего изучения механизмов синестезии не только в поэтическом, но и в прозаическом наследии В. Набокова.

307-319 31
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Стихотворение «Луна – лунатику» рассматривается в контексте историко-литературного феномена Русского зарубежья и художественной самоидентификации М.И. Цветаевой периода эмиграции. Цель исследования – в мотивах жизненной и творческой обособленности обнаружить признаки идеологических расхождений русскоязычных лириков-эмигрантов. Актуальность обусловлена возникновением культурно-исторического конфликта литератур метрополии и зарубежья и отношением к нему М.И. Цветаевой.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. К рассмотрению стихотворения привлекаются дополнительные историко-биографические и литературные источники: дневниковые записи разных лет, эпистолярная переписка поэта, в том числе с Б.Л. Пастернаком, статья «Световой ливень». Комплексный анализ основывается на контекстном, сравнительно-сопоставительном, мотивном, семиотическом и семантико-стилистическом методах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Реконструкция исторических реалий способствует выявлению предпосылок к созданию стихотворения. Композиционное, мотивно-образное своеобразие сюжетной динамики и особенности его субъектно-образного плана свидетельствуют о расхождении художественных принципов поэтов-эмигрантов и М.И. Цветаевой, утверждающей существование единой литературы в масштабах России и Запада.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Работа демонстрирует выход поэта за рамки узкого представления о национальной идентичности. Субъектно-образный план стихотворения, заявленный заголовочным эллипсисом, способствует возникновению синкретической связи автора и героя, масштабируя и объединяя процесс творчества. Перспективы исследования касаются изучения литературы Русского зарубежья в целом и творчества М.И. Цветаевой в частности, поскольку интерпретация эмиграционной лирики поэта вызывает существенные затруднения.

320-334 37
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Целью является определение жанрово-родового и композиционного своеобразия «Оды русскому огороду» – одного из наиболее ярких и оригинальных произведений В. Астафьева – в сопоставлении с другими произведениями русского прозаика и его современников.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом для исследования стали наиболее авторитетные литературоведческие работы о творчестве прозаика, тексты произведений В. Астафьева 1960–1990-х гг., нуждающиеся в уточнении и определении их родовой и жанрово-композиционной специфики методами сопоставления и структурного анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результатом исследования стал аргументированный структурным анализом произведения, подтверждённый многочисленными отсылками к тексту «Оды русскому огороду», вывод, что астафьевская «Ода», являясь феноменом, универсальным в проблемно-тематическом плане, демонстрирует тесную связь творчества В.П. Астафьева с «деревенской прозой». «Ода русскому огороду» оказывается явлением глубоко оригинальным, традиционным и синтетическим в родовом и жанрово-композиционном отношении. Определена и интерпретирована значительная мифопоэтическая составляющая «Оды»; прокомментировано воздействие сказочных, «раёшных» и иных фольклорных традиций в астафьевской «Оде». Охарактеризовано воздействие литературных традиций прошлого и контекста русской литературы 1960–1990-х гг. в целом на структуру астафьевского произведения. Отмечается прочная укоренённость центрального образа «Оды русскому огороду» в зрелых и поздних произведениях писателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Доказано, что в «Оде русскому огороду» синтезированы формально-содержательные свойства эпоса и лирики, элементы оды, гимна, идиллических, пасторальных, буколических и иных жанровых разновидностей лирики с прозаической повествовательной формой, с «раёшным» стихом, со сказкой, с пародией и её различными приёмами комизма. Охарактеризованы используемые В. Астафьевым и проанализированы свойственные прозаику приёмы и элементы поэтики смешного.

335-345 26
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Исследование посвящено изучению эсхатологического сюжета в творчестве И. Масодова. Целью исследования является определение специфики эсхатологической образности и тех механизмов, способствующих трансформации привычных сюжетов в рамках анализируемых произведений.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования явилась трилогия И. Масодова «Мрак твоих глаз» (2001), в которую входят романы «Мрак твоих глаз», «Тепло твоих рук», «Сладость губ твоих нежных». Исследование основывается на историко-культурном, мифопоэтическом, структурном, мотивном методах анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Установлено, что И. Масодов конструирует историю, которая, используя «советские» сюжеты и образы, показывает ситуацию апокалипсиса, «бесплодной земли» или же движение к этой ситуации. Главной героиней в каждом из романов становится девочка, которая, актуализируя жанровый аспект произведения, одновременно воплощает в себе образы невинной жертвы, ангела-истребителя и, в случае с романом «Мрак твоих глаз», рыцаря, находящегося в поисках Святого Грааля. Мир здесь существует по законам насилия, актуализирует мотивы смерти, все ключевые образы здесь переворачиваются, трансгрессируют, пространства предстают как некро-пространства. Поэтому действия мстящей за порочность мира героини связаны с мотивами смерти и уничтожения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Приём переворачивания привычного образа позволяет И. Масодову конструировать сюжеты, которые фокусируются на процессе распада, разрушения, изживания. Эсхатологический сюжет в трилогии писателя обретает подчёркнуто жанровое воплощение и в то же время фокусирует внимание на концепции греха и расплаты.

346-359 20
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Осмысление событий Великой Отечественной войны современным писателем П.Ф. Алёшкиным характеризуется специфическими чертами. Автор, постоянно обращающийся в творчестве к изображению событий российской истории, посвятил лишь одно произведение Великой Отечественной войне. Цель исследования – выявление художественных особенностей киносценария П.Ф. Алёшкина «Война начнётся на рассвете» и рассмотрение их роли в создании исторически достоверных событий в тексте. Актуальность обращения к этой научной проблеме заключается в том, что в настоящее время идёт активное изучение современного литературного процесса и определение места произведений исторического жанра в нём.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалами исследования явились киносценарий П.Ф. Алёшкина «Война начнётся на рассвете» и роман И.М. Шевцова «Семя грядущего». Методологическая база исследования состоит из герменевтического, историкокультурного и структурно-поэтического методов анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено, что П.Ф. Алёшкин создал в киносценарии атмосферу предвоенных будней путём включения в текст множества документальных сведений, упоминания реальных исторических личностей. Установлено, что психологизм писателя обусловливается тематикой и проблематикой произведения. Определено, что в образах героев автор воплотил черты русского национального характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных материалов в практике вузовского и школьного преподавания современной русской литературы.

СОВРЕМЕННЫЙ МЕДИАТЕКСТ И ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС

360-372 24
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий обусловливает необходимость анализа предпочтений и поведения целевых групп потребителей. Цель исследования – изучение особенностей и критериев выбора методов анализа целевой аудитории. Комплексное изучение целевой аудитории требует разработки соответствующих методов исследования и сегментации рынка, а также выделения ключевых целевых аудиторий для достижения максимальной эффективности в рекламной и маркетинговой деятельности компаний. Наряду с традиционными методами исследования потребителей (опросы, наблюдения, фокус-группы) широкое распространение получают новые методы (CJM, портрет потребителя, ABCDX-сегментация и т. п.).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Исследование основано на выявлении ключевых методов анализа целевой аудитории и критериев их выбора в деятельности компаний коммуникационной и медиасферы. Хронологические рамки исследования – декабрь 2024 г. Основные методы исследования – анализ, синтез, сравнение, интервью.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. При создании рекламных проектов важно исследовать целевую аудиторию бренда. Основные характеристики аудитории зависят от специфики проекта и сферы деятельности бренда. Основными факторами, влияющими на выбор методов анализа целевой аудитории, являются цели проводимых исследований, сегмент рынка компании (В2В или В2С), сфера деятельности компании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ целевой аудитории является важным шагом для успешного развития бренда. Он позволяет получить ценную информацию о рынке, целевой аудитории и её потребностях, что способствует внедрению в деятельность компании эффективных коммуникационных стратегий.

373-388 25
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Рост количества информации, борьба за внимание пользователей множества источников информации и коммуникации вывели на новый уровень проблему доступности новостей сетевых средств массовой информации. Каждое сетевое средство массовой информации, расширив возможности для передачи информации с помощью социальных медиа, стремится к удержанию пользователя на конкретной площадке, вовлечению в процесс чтения/смотрения новостей. Цель исследования – на примере сетевых СМИ и медиа Тамбовского региона выявить существующие практики вовлечения пользователей.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проанализированы каналы коммуникации таких сетевых медиа, как ИА «ОнлайнТамбов», ВестиТамбов.Ru, РИА «ТОП68», сайт телекомпании «Новый ВекТамбов», «Комсомольская правда» Тамбов, Блокнот Тамбов, Информационный портал «ПроТамбов», «Московский комсомолец в Тамбове», ТВОЛК – городские порталы, Тамбовский репортёр. Основными методами стали контент-анализа, системный анализ, классификация. Период проведения исследования сентябрь–ноябрь 2024 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлены явные и скрытые механизмы вовлечения аудитории сетевыми СМИ и медиа Тамбовского региона. Определена эффективность данных механизмов в практике работы региональных сетевых медиа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего анализа тенденций работы региональных сетевых средств массовой информации с аудиторией, каналами коммуникации и самой массовой информацией.

389-399 21
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Развитие технического прогресса привнесло в современную журналистику множество возможностей, особенно значимым событием стало появление Интернета. В последние 10–15 лет происходит активное развитие сетевого пространства, а его пользователи всё чаще становятся авторами контента – блогерами. Жанр интервью на протяжении долгого времени и до сих пор является одним из самых популярных и востребованных в журналистике, а теперь и в блогинге. Интервью адаптируется под новые условия существования, особенно явно трансформируются его видеоформаты. Цель исследования – изучить и теоретически осмыслить особенности интервью в прямом эфире, а также варианты взаимодействия в нём ведущего и аудитории.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования являются трансляции интервью, прошедшие в прямом эфире. Использованы общенаучные методы: теоретический синтез литературы, посвящённой вопросам генезиса жанра интервью и явления прямого эфира, их современному этапу развития, а также описаны просмотренные видеоматериалы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено, что сетевое интервью в прямом эфире имеет несколько парадоксов. Во-первых, в кадре находится только один человек, что нарушает, казалось бы, одно из основных требований к интервью – наличие как минимум двух собеседников. Во-вторых, ведущий и автор программы является не интервьюером, как это было, например, на телевидении, а интервьюируемым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Разговор и коммуникация собеседников в описанных условиях всё ещё может являться разновидностью интервью, а его проведение возможно благодаря большой интерактивности видеоформата в Сети.

400-417 61
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрены особенности распространения фейковых новостей на китайских социальных платформах Weibo и WeChat. Научная проблема заключается в выявлении различий в механизмах вирусного и скрытого распространения дезинформации, а цель исследования – проведение сравнительного анализа применяемых механизмов дезинформации и оценка превентивных мер по борьбе с фейками.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В качестве материала исследования использованы 2000 публичных постов с примерами фейковых новостей из Weibo и WeChat. Применены методы качественного контент-анализа и сравнительного анализа: систематическое наблюдение способов распространения фейковых новостей, анализ структуры социальных связей («слабые» и «сильные» связи) целевых аудиторий и исследование пользовательского поведения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Доказано, что Weibo, как открытая сеть со «слабыми связями», обеспечивает молниеносное вирусное распространение фейков через массовые репосты и хэштеги. В то же время WeChat распространяет дезинформацию через «сильные» доверительные связи внутри закрытых групп и личных чатов, делая новости более скрытыми и труднопроверяемыми. Инструменты борьбы с фейками, используемые медиаплатформами, представлены публичными аккаунтами опровержения, алгоритмическим регулированием, внедрением ИИ и блокчейна, что имеет разную степень эффективности в зависимости от типа сети.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Интерпретация результатов подчёркивает необходимость междисциплинарного сотрудничества и расширения глобальных сравнительных исследований. Для повышения устойчивости общества к фейкам требуются комплексные стратегии управления информационной средой, развитие цифровой гуманитаристики, повышение прозрачности алгоритмов модерации и создание международных механизмов оперативного опровержения дезинформации.

418-427 42
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. С учётом положительной динамики в ежегодном измерении количества интернет-пользователей и численности подписчиков социальных медиа в исследовании была поставлена цель выявить особенности и наиболее эффективные подходы к продвижению медиаконтента на официальных веб-платформах старейшей белорусской газеты для детей «Зорька».

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалами исследования послужили публикации детской газеты «Зорька» на сайте, в социальных сетях и в телеграм-аккаунте издания в период с 8 января по 4 февраля 2025 г. В работе применены методы теоретического и эмпирического исследований, частнонаучные и общелогические методы. Ключевым методологическим инструментом в изучении содержания публикаций веб-платформ выступил контентанализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Отражены результаты сравнительного анализа редакционных практик взаимодействия детского СМИ и социальных сетей. Количественнокачественное сравнение проводилось по нескольким критериям – характеру представленной информации и показателям вовлечённости аудитории. Критериями для дифференциации послужили целевые особенности публикации, форматы постов, наличие прямой отсылки к основной медиаплатформе и хэштегов. Выявлена специфика дистрибуции медиаконтента на цифровых веб-платформах, приведены данные анализа вовлечённости целевой медиа аудитории. На основе результатов контент-анализа телеграм-канала детского издания определены визуальные и содержательные особенности публикаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Установлено, что ряд аккаунтов газеты «Зорька» находится в поиске оптимальной стратегии создания удерживающего внимание медиа аудитории контента. В телеграм-аккаунте «Зорька» использует информационную контент-стратегию, для которой характерны превалирование природной тематики, нейтральная тональность публикаций и минимальное количество вовлекающих постов.

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

428-439 21
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрена традиция почитания преподобной Марфы Тамбовской в Тамбовской митрополии в контексте сохранения и развития традиций русской национальной духовной культуры, что является актуальным на фоне общемировой тенденции к ослаблению национальной и религиозной идентичности. Цель исследования состоит в систематизации и последовательном изложении сведений о жизненном подвиге, обретении мощей, церковной канонизации и почитании преподобной Марфы (Апариной) в Тамбовской митрополии.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили богослужебные тексты и церковные документы (жизнеописание, акафист, молитвы преподобной Марфе Тамбовской, журналы заседания Священного синода), публикации в журнале «Тамбовские епархиальные ведомости» (2006–2023). Используются историко-хронологический, идеографический методы, а также контент-анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Почитание преподобной Марфы в Тамбовской епархии началось сразу после её преставления и не ослабевало даже в годы советской власти: её могилу на Крестовоздвиженском кладбище города Тамбова всегда посещали люди, которым она являла чудеса исцелений. В 1988 г. преподобная Марфа была прославлена в лике святых для местного почитания. 1 июля 2006 г. в Вознесенском монастыре состоялись торжества в честь обретения её мощей. В честь святой в Тамбовской митрополии освящены два храма. Имя блаженной старицы носит областной Перинатальный центр города Тамбова. Почитание преподобной Марфы распространяется в настоящее время в Русской православной церкви заграницей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Почитание преподобной Марфы в широких общественных кругах свидетельствует о том, что на Тамбовской земле сохраняются ценности национальной духовной культуры.

ИДЕИ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ

440-451 22
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Антропологическая парадигма современного научного знания актуализирует изучение языка в тесной взаимосвязи с конкретным носителем, то есть языковой личностью. Этим фактом определяется научная проблема исследования, которая заключается в обращении к изучению интегративного понятия «языковая личность» применительно к персонажу художественного произведения. Цель исследования заключается в анализе функционирования местоимений (слов указующих) в структуре языковой личности персонажа художественного текста.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования является текст повести А.П. Чехова «Моя жизнь», на основе анализа которого осуществляется исследование языковой личности Михаила Полознева. Используются методы сплошной выборки, сравнения, описания, сопоставления, а также статистический метод. На основе метода сплошной выборки выявлено общее количество местоимений (слов указующих) в индивидуальном лексиконе М. Полознева, а также проанализировано их функционирование на всех уровнях языковой личности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проанализировано и описано функционирование 90 слов указующих (местоимений) с общим числом употреблений 3603 в индивидуальном лексиконе М. Полознева, что позволило сделать ряд выводов о специфике языковой личности персонажа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сформулированы выводы о том, что местоимения (слова указующие) выступают средством объективации миромоделирующих категорий в структуре языковой личности персонажа, а их синтагматические связи с концептуально значимыми единицами индивидуального лексикона формируют представление о картине мира главного героя.

452-464 28
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Исследование посвящено изучению рецепции творчества Василия Шукшина в китайском литературном процессе, что не нашло достаточного освещения в научной литературе. История чтения и исследования творчества В.М. Шукшина в Китае насчитывает более пятидесяти лет. Сегодня отмечается необходимость в проведении анализа того, как воспринимаются и интерпретируются произведения В.М. Шукшина в китайском контексте. Цель исследования – провести комплексный анализ исследовательской деятельности китайских учёных и литературоведов, изучающих аспекты творчества В.М. Шукшина.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили публикации китайских учёных и литераторов, отразивших стремление познать многогранность таланта творческого наследия и художественный мир Шукшина, а также китайские диссертации и монографии о творчестве В.М. Шукшина. Использованы социологический, культурно-исторический методы, применяются стратегии рецептивной критики, компаративный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ исследования китайскими литературоведами творческого наследия В.М. Шукшина демонстрирует научные достижения китайского шукшиноведения как результат его предшествующего развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выявлены основные темы в произведениях Шукшина и подходы к изучению его творчества, используемые китайскими исследователями, находившимися под влиянием многогранного таланта алтайского писателя. Китайское шукшиноведение находится на новом подъёме, что выражается в постоянном обращении китайских литераторов к осмыслению всего творчества Шукшина как части мировой культуры. Перспектива изучения творчества В.М. Шукшина в Китае видится в более глубоком рассмотрении рецепции русской литературы в Китае.

465-476 20
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Исследование посвящено творчеству писателя Юрия Мамлеева. Цель исследования – раскрыть роль системообразующей антиномии Добро-Зло в рассказах прозаика. Проанализировать функции мотивов Бездны, Абсолюта как центральных и категориально значимых в малой прозе автора. Рассмотрена позиция человека, находящегося между данными категориями и являющегося своеобразным «медиатором» в системе образов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили рассказы Ю.В. Мамлеева. В работе, наряду с мотивным анализом, использованы герменевтический, структурносемантический, компаративистский методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Воплощённая писателем схема художественного конфликта Добро-Человек-Зло является системообразующей и универсальной в художественном мире Ю. Мамлеева. В представленной образно-антиномической системе ключевое значение приобретает ситуация экзистенциального Выбора, где личность наделяется функцией одновременно и субъекта, и объекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Научная новизна работы заключается в рассмотрении нарративной стратегии Ю. Мамлеева с точки зрения антиномизма и художественного конфликта, что позволяет проникнуть вглубь текста, обнаружить в нём новые смысловые грани. Настоящее исследование обогащает базу знаний о русской литературе второй половины ХХ века, её андеграундной составляющей.

477-491 49
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Современный российский писатель Виктор Пелевин совмещает в себе качества автора бестселлеров и постмодернистских произведений научно-фантастического жанра. Его роман «Transhumanism Inc.» является одновременно примером серьёзной классической литературы и популярной книги, пользующейся большой любовью читателей. Цель исследования – выявить смысловую интерпретацию романа «Тranshumanism Inc.» В. Пелевина с позиции сочетания в его литературном творчестве категорий «массовость» и «классичность» и феномена «умвельт», отражающих идиостиль автора.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужил роман В. Пелевина «Тranshumanism Inc.». Используется метод интерпретации как определённый способ осмысления художественного текста, который требует привлечения внеязыковой информации. Для выявления глубинного смысла художественного текста применялся метод анализа «природы-текста», в основе которого лежит концепция «умвельт». Для осмысления идиостиля писателя применялся дескриптивный подход.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Интерпретацию художественного текста можно рассматривать как творческую сферу писателя и как творческую сферу читателя. Особенность идиостиля В. Пелевина заключается в освобождении от конструктивистского рационализма и возвращении «к естественности», в осуществлении эффекта освобождения текстового смысла романа для читательской интерпретации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Определён новый взгляд на изучение творчества В. Пелевина, основанный на выявлении системы интерпретации знаний об этическом режиме чтения и погружения сознания читателя в экологическое состояние.

492-502 33
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрены теоретические аспекты интеграции медиацентров в современные школы России и их роль в модернизации структуры медиапотребления. В условиях цифровизации и изменения образовательных подходов медиацентры становятся важным инструментом для формирования критического мышления и медиаграмотности у учащихся. Цель исследования – определить ключевые подходы к интеграции медиацентров в образовательную систему и оценить их влияние на учебный процесс.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использованы теоретический анализ, систематизация данных, сравнительный анализ существующих моделей интеграции медиацентров, а также анкетирование и интервьюирование педагогов и учащихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ показал, что успешная интеграция медиацентров способствует повышению качества образования, развитию медиакультуры и формированию у учащихся навыков критического анализа информации. Выявлены основные факторы, влияющие на эффективность работы медиацентров, включая технологическую инфраструктуру и уровень подготовки педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Интеграция медиацентров в образовательную систему России требует комплексного подхода, включающего модернизацию инфраструктуры и обучение педагогов. Будущие исследования могут быть направлены на разработку методик эффективного использования медиацентров в образовательном процессе.

РЕЦЕНЗИИ

503-510 28
Аннотация

Дана рецензия на монографию О.Р. Темиршиной, посвящённую психолингвистическому анализу поэзии Егорова Летова, включённой в широкий культурный контекст. Исследователь предлагает в качестве «методологического» ключа к летовской поэтике анализ связи языка музыканта и его модели мира. В поле научного интереса автора рецензии включены такие особенности поэтической картины мира Е. Летова, как категория эмотивности, тяготение к безличности, установка на выражение внутреннего переживания, психолингвистические механизмы передачи эмоций, телесный код, пространственно-динамическая модель, звукообразы и мотивно-образные кластеры.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)