Неологизмы и заимствования в медиатекстах
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-222-231
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Употребление неологизмов в современных средствах массовой информации отражает активный процесс изменения языка и речи, словарный состав отражает стремление людей к более быстрому общению и ускоряет трансформацию языкового ритма и слов, что требует изучения динамичности языка на материале неологизмов. Цель исследования – определить роль неологизмов и заимствований в медиатекстах в современный период.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили газеты «Аргументы и факты», «Ведомости», «Известия», «Коммерсант», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Российская газета», журналы «Эксперт», «Forbes»). Использованы методы лингвистического исследования, а именно: сбор, систематизация и обобщение, семантический анализ, контекстуальный анализ, интерпретативный анализ, метод описания лексических инноваций.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Неологизмы непосредственно связаны с современными активными процессами изменения русской языковой картины. Постижение объектов окружающей действительности и освоение номинируемых реальных и виртуальных предметов, процессов, явлений отражается с помощью неологизмов, создающих уникальную для российского медийного пространства картину мира, что находит отражение в устной и письменной речи в эпоху цифровизации (диджитализации). На вопрос, позитивные или негативные тенденции проявляются с вхождением в русский язык новых слов, однозначно ответить затруднительно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Установлено пять основных теорий, которые определяют дефиницию термина «неологизм», и три причины появления неологизмов и заимствований в современных медиатекстах: мода, иностранное влияние и социальная потребность. Доказано, что процессы глобализации и развитие технологии способствует тому, что язык расширяется за счѐт появления неологизмов. Именно лексический состав русского языка характеризуется такими процессами, как расширение и сужение семантики слова, что находит отражение в процессах неологии.
Об авторах
А. Ю. ЗубковаРоссия
Зубкова Александра Юрьевна - ассистент кафедры массовых коммуникаций.
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Е. Ю. Бурдовская
Россия
Бурдовская Елена Юрьевна - кандидат культурологии, доцент кафедры массовых коммуникаций.
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. Муханова Г.З. Особенности перевода компьютерных неологизмов с английского языка на русский // Научный аспект. 2022. Т. 1. № 2. С. 73-77. https://elibrary.ru/kubdsv
2. Генералова Е.В. Медиатекст как отражение динамических хронологических изменений в лексике и фразеологии // Медиалингвистика. 2021. Т. 8. № 2. С. 180-192. https://doi.org/10.21638/spbu22.2021.207, https://elibrary.ru/fnhhvk
3. Емельянова Н.А., Лобищева Е.Ю. Неологизмы в медиа дискурсе и особенности их перевода // Креативная лингвистика: сб. науч. ст. Астрахань: Астрах. гос. ун-т им. В.Н. Татищева, 2022. С. 121-127. https://elibrary.ru/tdvlpt
4. Газиева Д.М. Медиатекст и закономерности текстообразования // Проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. ст. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2020. С. 141-146. https://elibrary.ru/ozdzgw
5. Серова С.А., Семишова Е.П. Эволюция языка средств массовой информации периода коронавирусной пандемии: неологизмы в медиатексте // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 380-382. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-192-380-382, https://elibrary.ru/gxvzpk
6. Мерзлякова Е.С. Языковые особенности новых медиа (на материале немецкоязычных интернетизданий) // Информационные технологии в науке, бизнесе и образовании. Проблемы обеспечения цифрового суверенитета государства: материалы 13 Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых учѐных. М.: Моск. гос. лингвист. ун-т, 2022. С. 195-199. https://elibrary.ru/ywsuxf
7. Лесников С.В. Термин «неологизмы»: хронологический обзор определений в русском языке // Язык государственной службы. Лингвистические вопросы теории и практики: сб. материалов Междунар. круглого стола. М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. С. 52-62. https://elibrary.ru/qyklie
8. Замальдинов В.Е. Словообразовательные неологизмы в языке СМИ и интернет-коммуникации: эколингвистический аспект // Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 4-1. С. 13-19. https://doi.org/10.17516/2311-3499-073, https://elibrary.ru/ionguu
9. Богуславская В.В. Медиатекст с позиции участников медиапотребления // Медиа в современном мире. 58 Петербургские чтения: сб. материалов Междунар. науч. форума: в 2 т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2019. Т. 2. С. 165-166. https://elibrary.ru/yylgrq
10. Сальников В.С. Интернет-неологизмы в средствах массовой информации // Глобальный научный потенциал. 2021. № 6 (123). С. 150-153. https://elibrary.ru/gzuuxt
11. Булатова А.Р., Жукова В.В. Использование неологизмов в интернет-коммуникациях // Актуальные вопросы лингвистики в современном профессионально-коммуникативном пространстве: материалы 8 Междунар. молодѐжной науч.-практ. конф. Омск: Омск. гос. техн. ун-т, 2019. С. 12-17. https://elibrary.ru/mmozsc
12. Жукова М.Э. Современные формы представления неологизмов в англоязычном дискурсе масс-медиа // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2019. № 44. С. 105-109. https://elibrary.ru/ydjnrn
13. Даулань М., Сакаева Л.Р. Неологизмы в системе англоязычного массмедийного дискурса // Иностранные языки в современном мире: сб. материалов 14 Междунар. науч.-практ. конф. Казань: Казан. (Приволжский) фед. ун-т, 2021. С. 18-23. https://elibrary.ru/zfoofd
14. Лебедева Е.А. Актуализация неологизмов в англоязычных медиатекстах // Учѐные записки Новгородского государственного университета. 2022. № 5 (44). С. 560-564. https://doi.org/10.34680/2411-7951.2022.5(44).560-564, https://elibrary.ru/vnhfgs
15. Абдурахманова Н.Г. Гипотеза «Лингвистической относительности» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9-2. С. 8-11. https://elibrary.ru/ujyevl
16. Алевизаки О.Р., Касперова Л.Т., Славкин В.В. Неологизмы в качественной прессе 2020 года // Новые слова и словари новых слов. 2020: сб. науч. ст. СПб.: Ин-т лингвист. исследований РАН. 2020. С. 21-26. https://elibrary.ru/mpstvn
Рецензия
Для цитирования:
Зубкова А.Ю., Бурдовская Е.Ю. Неологизмы и заимствования в медиатекстах. Неофилология. 2024;10(1):222-231. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-222-231
For citation:
Zubkova A.Yu., Burdovskaya E.Yu. Neologisms and borrowings in media texts. Neophilology. 2024;10(1):222-231. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-222-231