Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Аксиологическая функция литературного журнала «Дон»

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-988-998

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Аксиологическая функция является важнейшим аспектом деятельности литературных журналов. Она проявляется в способности изданий формировать определённую систему ценностей и передавать культурные нормы и эстетические идеалы читателям. Цель исследования – определить специфику реализации аксиологической функции журналистики на примере журнала «Дон» как важного инструмента формирования ценностных ориентиров в современном социокультурном пространстве.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проанализирован литературно-художественный журнал «Дон». Период исследования – номера журнала, выходившие с 1960 по 1980 гг. Основными методами исследования стали системный анализ, классификация и культурно-исторический анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено, что в 1960–1980-х гг. издание играло важную роль в формировании устойчивых ценностных ориентиров общества. В те годы «Дон» стал важным инструментом культурного и идеологического просвещения. Определено, что материалы первой половины номера в значительной степени реализуют аксиологическую функцию. В этой части выпуска журнала транслировались важные для общества ценности, характерные для государственной политики СССР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выводы, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть использованы для дальнейшего изучения реализации аксиологической функции в литературных журналах как на современном этапе, так и в исторической перспективе.

Об авторе

А. В. Муха
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Россия

Муха Анжела Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, SPIN-код: 4401-1430, РИНЦ AuthorID: 914689.

344002, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69



Список литературы

1. Ростовская Т.К., Калиев Т.Б. Современные теории изучения ценностносмысловой сферы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1 (53). С. 33-40. https://elibrary.ru/lphchh

2. Каган М.С. Философская теория ценности. Санкт-Петербург: Петрополис, 1997. 204 с.

3. Милославская З.А. Контент средств массовой коммуникации в контексте аксиологии журналистики // Ценностные ориентиры современной журналистики: сб. науч. ст. V Всерос. науч.-практ. конф. Пенза: Пензен. гос. ун-т, 2017. С. 140-147. https://elibrary.ru/ykztis

4. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека; пер. с англ. В.Г. Николаева. Москва: Кучково поле, 2003. 462 с. https://elibrary.ru/qocitf

5. Innis H.A. Empire and Communications. Toronto: University of Toronto Press, 1972. 183 p.

6. Strate L. Studying media as media: McLuhan and the media ecology approach // MediaTropes. 2008. Vol. 1. Р. 127-142.

7. Поликарпова Е.В. Аксиологические функции массмедиа в современном обществе. Ростов-на-Дону, 2002. 66 с. https://elibrary.ru/bxevpn

8. Нигматуллина К.Р. Аксиология в журналистике: пересекающиеся измерения // Вестник СанктПетербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2008. № 1-1. С. 140-146. https://elibrary.ru/tefzkv

9. Ерофеева И.В. Виртуальная аксиология современной журналистики: особенности создания // Альманах современной науки и образования. 2009. № 1-2. С. 69-71. https://elibrary.ru/oxkqzl

10. Сидоров В.А., Нигматуллина К.Р., Ильченко С.Н. Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины. Санкт-Петербург: Роза мира, 2009. 174 с. https://elibrary.ru/kiwmag

11. Смирнова О.В., Свитич Л.Г. Аксиология журналистики в научном дискурсе: опыт исследований факультета журналистики МГУ // Меди@льманах. 2024. № 5 (124). С. 20-26. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.5.2024.2026, https://elibrary.ru/tkgovw

12. Автаева Н.О. К вопросу о сущности фамилистического медиадискурса // Журналистика в цифровую эпоху: технологии и методология творчества: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию фак-та журналистики Белорус. гос. ун-та. Минск: Белорусский гос. ун-т, 2024. С. 16-21. https://elibrary.ru/vgadtj

13. Воинова Е.А. Формирование доверия в условиях новой коммуникативности // Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Москва: МГУ, 2020. С. 418-419. https://elibrary.ru/qbcrms

14. Зубаркина Е.С. Аксиология детства в контексте журналистики XVIII–XIX веков: гуманистические идеалы // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2024. Т. 1. № 1 (43). С. 103-115. https://doi.org/10.51965/2076-7919_2024_1_1_103, https://elibrary.ru/etxpne

15. Видинеева Н.Ю. Формат советского детского журнала «Костёр» в контексте актуализации аксиологических установок // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2023. № 3. С. 117-133. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.3.2023.117133, https://elibrary.ru/zjqyci

16. Клеменова Е.Н., Муха А.В. Композиционно-графическая модель литературно-художественного журнала «Дон» // Неофилология. 2023. Т. 9. № 4. С. 902-913. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-902-913, https://elibrary.ru/jgzdgj


Рецензия

Для цитирования:


Муха А.В. Аксиологическая функция литературного журнала «Дон». Неофилология. 2025;11(4):988-998. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-988-998

For citation:


Mukha A.V. The axiological function of the literary magazine “Don”. Neophilology. 2025;11(4):988-998. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-988-998

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)