Вербализация образов музыки в идиостиле А. Грина
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-954-964
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрена «музыкальность» ряда образов романтического повествования в произведениях Александра Грина и представлен результат использования приёма анализа «взаимоотношений» репрезентируемых образов музыки с речевыми средствами беллетризации романтических обстоятельств, состояний и иных характеристик художественных миров в произведениях писателя. Цель – осмыслить музыкальную образность в контекстах повести-феерии А. Грина «Алые паруса» и выявить черты индивидуально-авторской окрашенности словесной ткани «омузыкаленных» фрагментов текста.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужила опубликованная в 1923 г. повесть «Алые паруса» Александра Грина (Александр Гриневский), она была включена во все собрания сочинений писателя. В данном междисциплинарном исследовании использован описательный метод, который включает литературно-музыкальное сопоставление, анализ художественной детали, а также лексико-семантический анализ ключевых слов и их символики с позиции лингвопоэтического подхода.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В ходе анализа выявлено, что для объективной трактовки поэтики и стилистики художественного произведения в целом важен всесторонний учёт средств, с помощью которых в художественный текст вводится аура музыкального отражения и восприятия воображённой художником слова реальности. Установлено, что музыкально-лингвопоэтический анализ художественного текста позволяет постичь идейно-художественный замысел автора и синтез содержательности литературных и музыкальных образов, раскрывающих смысл художественного произведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «Музыкальность» как средство восприятия окружающей действительности, как способ целостного отношения к духовному и материальному нашла отражение в неповторимой индивидуальности Александра Грина и служит маркером, с помощью которого раскрывается художественное сознание одного из романтиков и философов в русской литературе.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. ШульдишоваРоссия
Шульдишова Алина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка № 5, SPIN-код: 6181-7348, РИНЦ AuthorID: 1026530, Scopus Author ID: 57427879400.
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. Мокеева Г.И. Музыкальное мировосприятие Александра Грина: экзистенциальный смысл, ценностные основания, художественное воплощение // Вестник гуманитарного образования. 2023. № 1 (29). С. 136-144. https://doi.org/10.25730/VSU.2070.23.013, https://elibrary.ru/bzjjaq
2. Сарычев В.А. Андрей Белый и Александр Блок: несостоявшаяся дуэль в истории взаимоотношений // Филоlogos. 2021. № 4 (51). С. 60-64. https://doi.org/10.24888/2079-2638-2021-51-4-60-64, https://elibrary.ru/dyscat
3. Ковский В. Возвращение к Александру Грину // Вопросы литературы. 1981. № 10. С. 45-81.
4. А.С. Грин и судьбы романтики в мировой литературе / сост. Е.О. Галицких, К.С. Лицарева, В.А. Поздеев. Киров: Радуга-Пресс, 2016. 255 с. https://elibrary.ru/wcoruj
5. Киричек А.В. Философские смыслы и символы в романе А.С. Грина «Бегущая по волнам»: онтологическая проблематика // Культура и безопасность. 2022. № 4. С. 13-21. https://doi.org/10.25257/KB.2022.4.13-21, https://elibrary.ru/ykuwlu
6. Апалькова Е.С. Типология магических сюжетов А.С. Грина 1920-х годов («Серый автомобиль», «Крысолов», Фанданго») // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 323-327. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-394-323-326, https://elibrary.ru/dmcknh
7. Калинкин В.М. Беллетрист Грин: итоги и горизонты гриноведения (к 100-летию «Алых парусов») // Русский язык в поликультурном мире : сб. науч. ст. VII Междунар. симпозиума: в 2 т. Симферополь: Крым. федер. ун-т им. В.И. Вернадского, 2023. Т. 2. С. 153-161. https://elibrary.ru/zgofzn
8. Варламов А.Н. Александр Грин. Москва: Молодая гвардия, 2005. 464 с. https://elibrary.ru/qrtwlj
9. Щербак А.С. Общерусское слово в аспекте теории репрезентации региональной концептосферы онимов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 4 (108). С. 246-251. https://elibrary.ru/nkfyef
10. Чупова А.Г. Музыка в художественном мире и структуре романа Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» // Музыкальный журнал Европейского Севера. 2025. № 3 (43). С. 135-156. https://doi.org/10.61908/2413-0486.2025.43.3.135-156
11. Калинкин В.М. Поэтика онима. Донецк, 1999. 408 с.
12. Щербак А.С. Ономастический знак-символ в когнитивном аспекте // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 7 (51). С. 7-11. https://elibrary.ru/iiwqqj
13. Желтикова И.В. Будущее как Иное в творчестве Александра Грина // Славяно-тюркские исследования. 2024. Т. 2. № 2. С. 67-76. https://doi.org/10.24412/3034-4794-2024-0070, https://elibrary.ru/mnmfpj
14. Крюкова М.И., Куликова Е.Ю. Об экфрастическом тезаурусе в творчестве Александра Грина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2018. № 5. С. 73-81. https://doi.org/10.17238/issn2227-6564.2018.5.73, https://elibrary.ru/ylwkpb
15. Лопуха А.О. Фантастический мир Александра Грина // Проблемы исторической поэтики. 1990. Т. 1. С. 112-114. https://elibrary.ru/sfrvbr
Рецензия
Для цитирования:
Шульдишова А.А. Вербализация образов музыки в идиостиле А. Грина. Неофилология. 2025;11(4):954-964. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-954-964
For citation:
Shuldishova A.A. Verbalization of images of music in the idiosyncrasy of A. Grin. Neophilology. 2025;11(4):954-964. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-954-964














