Черты символизма и модерна в фортепианном творчестве С.В. Рахманинова: на примере Этюда-картины op. 39 № 5
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-1095-1101
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Этюд-картина op. 39 № 5 ми-бемоль минор Сергея Васильевича Рахманинова стала последним сочинением композитора, завершённым в России перед эмиграцией. В музыкальной ткани этого произведения совмещаются принципы модерна (орнаментальность, культ утончённой красоты, самоценность фактуры) и символизма (многоплановость образного содержания, идея синтеза искусств, недосказанность), тем важнее обратиться к комплексному анализу художественного стиля модерн и эстетики символизма в фортепианном творчестве С.В. Рахманинова. Цель исследования – доказать гипотезу о глубокой связи музыкального языка Этюда-картины op. 39 № 5 с художественными принципами модерна и символизма, что подтверждает синтетическую природу стиля композитора.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использован комплекс музыковедческих методов: целостный музыкальнотеоретический анализ, историко-культурный подход и сравнительно-стилистический анализ, позволяющий выявить специфику претворения стилевых черт эпохи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проанализированы и систематизированы конкретные элементы музыкальной ткани этюда, раскрывающие черты модерна (орнаментальность фактуры, самоценность звуковой материи) и символизма (многоплановость образного содержания, гармоническая зыбкость). Установлено, что драматургия пьесы, построенная на контрасте и отсутствии позитивного разрешения, отражает ключевые мироощущения эпохи – трагическое предчувствие и экзистенциальный кризис. Сформированный методический подход и полученные выводы могут быть применены в дальнейших музыковедческих исследованиях творчества Рахманинова и его современников, а также в педагогической практике при изучении русской музыки рубежа XIX–XX веков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Этюд-картина op. 39 № 5 является органичным синтезом поздней романтической традиции и новых стилевых тенденций, где принципы модерна и символизма становятся определяющими для художественного высказывания композитора в переломный исторический период, органично претворяя философскую глубину и сложную образную сферу своего времени.
Ключевые слова
Об авторах
Линьци ЧжиКитай
Чжи Линьци – магистр.
119991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1
Ланьсинь Сунь
Китай
Сунь Ланьсинь - кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыковедения.
116600, Далянь, пров. Ляонин, ул. Тунхуэй, 19
Список литературы
1. Лукина Г.У. Творчество С.И. Танеева в свете русской духовной традиции. Москва, 2015. 364 с. https://elibrary.ru/zdjlab
2. Мерзлов А.Н. С.В. Рахманинов и М.А. Врубель: творческие параллели // ИКОНИ. 2019. № 1. С. 141-146. https://doi.org/10.33779/2658-4824.2019.1.141-146, https://elibrary.ru/zxzpad
3. Мерзлов А.Н. Первая Симфония ор. 13 Сергея Рахманинова: последствия творческого кризиса // Проблемы музыкальной науки. 2021. № 1. С. 38-47. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2021.1.038-047, https://elibrary.ru/pegiyx
4. Демченко А.И. «Здесь русский дух...». К 145-летию со дня рождения С.В. Рахманинова // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 1. С. 81-87. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.1.081-087, https://elibrary.ru/yposmp
5. Ведмецкая Н.В. Концепция художественного творчества русского символизма: философский анализ (А. Белый, Вяч. Иванов, В. Брюсов): дис. ... канд. филос. наук. Москва, 1987. 169 с.
6. Мерзлов А.Н. С.В. Рахманинов и М.А. Врубель: творческие параллели // ИКОНИ. 2019. № 1. С. 141-146. https://doi.org/10.33779/2658-4824.2019.1.141-146, https://elibrary.ru/zxzpad
7. Сахарова Г.П. Об иконографии Сергея Рахманинова в прижизненных изображениях художников // С.В. Рахманинов и мировая культура: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Ивановка, 2014. С. 258-264.
8. Спист Е.А. Драматургия музыкального цикла как отражение взаимодействия музыки и слова (на примере «Шести стихотворений для голоса с фортепиано» ор. 38 С. Рахманинова) // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. 2015. № 2 (8). С. 77-85. https://elibrary.ru/ubykzt
9. Шкарупа В.Д. Синтез художественного и виртуозного начал в этюдах-картинах ор. 39 С.В. Рахманинова // Музыка в системе культуры: научный Вестник Уральской консерватории. Екатеринбург, 2014. Вып. 8. С. 258-286. https://elibrary.ru/zkagnf
10. Федосова Э.П. Сергей Васильевич Рахманинов. Романсы ор. 38 (проблемы цикла) // Музыковедение. 2005. № 4. С. 40-45. https://elibrary.ru/knxjmr
11. Norris G. Rakhmaninov // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / ed. S. Sadie. London, 1980. Vol. 20. P. 707-717.
Рецензия
Для цитирования:
Чжи Л., Сунь Л. Черты символизма и модерна в фортепианном творчестве С.В. Рахманинова: на примере Этюда-картины op. 39 № 5. Неофилология. 2025;11(4):1095-1101. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-1095-1101
For citation:
Zhi L., Sun L. Features of symbolism and modernity in the piano work of S.V. Rachmaninov: on the example of Etude-painting op. 39 № 5. Neophilology. 2025;11(4):1095-1101. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-1095-1101














