Особенности интермедиальных взаимодействий в китайском романтизме
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-1081-1094
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Исследование посвящено актуальной научной проблеме изучения интермедиальности как ключевого механизма культурного диалога в контексте формирования китайского романтизма XX века. Целью исследования является выявление специфики интермедиального взаимодействия литературы и традиционных искусств (живописи, музыки, театра) в процессе адаптации и трансформации европейских романтических традиций в китайской эстетике.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Объектом исследования выступают произведения китайского искусства и литературы периода начала XX века, испытавшие влияние романтизма. Методология включает сравнительный анализ, интермедиальный анализ для выявления связей между различными видами искусства, а также историко-культурный подход для реконструкции контекста.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Установлено, что китайский романтизм сформировался как синтез западных влияний и национальной эстетической традиции. На примере анализа конкретных произведений доказывается, что интермедиальность проявляется в заимствовании образных систем, стилевых принципов и философскоэстетических установок, что привело к становлению уникальной композиторской и исполнительской школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Практическая значимость работы заключается в углублении понимания механизмов межкультурного взаимодействия в искусстве. Результаты исследования могут быть применены в дальнейших изысканиях по компаративистике, интермедиальным исследованиям и истории китайской культуры XX века. Перспективы связаны с расширением корпуса анализируемых произведений.
Ключевые слова
Об авторах
Хаосюань ЛюРоссия
Лю Хаосюань - аспирант, кафедра культурологии, SPINкод: 1171-9228, РИНЦ AuthorID: 1270676.
19991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1
И. Б. Пржиленская
Россия
Пржиленская Ирина Борисовна - доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой культурологии, SPIN-код: 4087-3411, РИНЦ AuthorID: 414645, Scopus Author ID: 57210121363.
19991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1
Список литературы
1. Абросимова Е.А. Интермедиальное измерение современного поэтического дискурса: теоретический обзор // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. № 5. С. 100-104. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.4.21, https://elibrary.ru/qssavb
2. Grishakova M., Ryan M.-L. Intermediality and Storytelling. Berlin; NewYork: DeGruyter, 2010. 345 p.
3. Волков В.В. Интермедиальность как атрибут художественности (лингвогерменевтика термина) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2014. № 4. С. 135-142. https://elibrary.ru/scepih
4. Кузьмина Н.А. Интермедиальность современной лирической книги: закономерность или стратегия? // Поликодовая коммуникация: лингвокультурные и дидактические аспекты: сб. науч. статей / отв. ред. М.А. Акопова. Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2011. С. 21-23.
5. Джумайло О.А. Понятие интермедиальности и его эволюция в современном научном знании // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 4 (15). С. 58-62. https://doi.org/10.24411/2499-9679-2018-10197, https://elibrary.ru/yrptgh
6. Прокофьева А.Н. Музыкальные практики в дискурсе современной городской культуры: аксиологический аспект // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2013. № 2 (145). С. 252-259. https://elibrary.ru/rvsxbt
7. Доманский В.А. Интермедиальность произведений русской классики (на материале творчества И.С. Тургенева) // Мир русского слова. 2020. № 2. С. 82-87. https://doi.org/10.24411/1811-1629-2020-12078, https://elibrary.ru/hmlyrz
8. Чуканцова В.О. Интермедиальный анализ в системе исследования художественных текстов: преимущества и недостатки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 108. С. 140-145. https://elibrary.ru/kkxqgt
9. Шэнь Л.К. Из истории традиционной китайской музыки камерно-вокального направления // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 5 (108). С. 112-115. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.31, https://elibrary.ru/erppch
10. 《论语·八佾篇》//《十三经注疏》 / 阮元 校注. 北京: 中华书局, 1980. 第2475页. («Лунь юй». Глава «Ба и» // «Шисань цзин чжушу» (Тринадцать канонов с комментариями) / крит. изд. Жуань Юаня. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1980. С. 2475).
11. 《尚书·舜典》//《十三经注疏》. 北京: 中华书局, 1980. («Шан шу». Глава «Шунь дянь» // «Шисань цзин чжушу» (Тринадцать канонов с комментариями). Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1980).
12. 杨荫浏. 中国古代音乐史稿. 第1卷. 北京: 人民音乐出版社, 2004. 第1093页. (Ян Иньлю. Очерки истории древнекитайской музыки. Т. 1. Пекин: Жэньминь иньюэ чубаньшэ, 2004. 1093 с.)
13. 礼记·乐记 // 十三经注疏. 北京: 中华书局, 1980. // Chinese Text Project. («Книга обрядов и музыки» // «Шисань цзин чжушу» (Тринадцать канонов с комментариями). Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1980 // Chinese Text Project.)
14. 老子. 道德经 // 老子校释 / 朱谦之 注. 北京: 中华书局, 1984. 第41章.(Лао-цзы. «Дао дэ цзин» // «Лао-цзы цзяоши» (комм. Чжу Цяньчжи). Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1984. Гл. 41.)
15. 吴钊. 消逝的旋律——中国音乐史散论. 北京: 东方出版社, 1999. 204页. (У Чжао. Исчезнувшие мелодии: Очерки истории китайской музыки. Пекин: Дунфан чубаньшэ, 1999. 204 с.)
16. 蔡仲德. 中国音乐美学史(修订版). 北京: 人民音乐出版社, 2003. 第151–250页. (Цай Чжундэ. История эстетики китайской музыки (испр. изд.). Пекин: Жэньминь иньюэ чубаньшэ, 2003. С. 151-250.)
17. 庄子 // 庄子集释 / 郭庆藩 编. 北京: 中华书局, 1961. («Чжуан-цзы» // «Чжуан-цзы цзиши» (ред. Го Цинфань). Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1961.)
18. 蔡国强. 天梯—蔡国强的艺术. 伦敦: Thames & Hudson, 2015. 第88–101页. (Цай Гоцян. Небесная лестница: искусство Цай Гоцяна. Лондон: Thames & Hudson, 2015. С. 88-101.)
19. 老子. 道德经 // 老子校释 / 朱谦之 注. 北京: 中华书局, 1984. 第8–9页. (Лао-цзы. «Дао дэ цзин» // «Лао-цзы цзяоши» (комм. Чжу Цяньчжи). Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1984. С. 8-9.)
20. 玄奘 译. 般若波罗蜜多心经 // 大正新修大藏经(第8卷). 东京: 大藏出版社, 1924. (Сюаньцзан, пер. Праджня-парамита хридая сутра // Тайсё синсю Дайдзокё (Т. 8). Токио: Дайдзо сюппанся, 1924.)
21. 宗白华. 美学散步. 上海: 上海人民出版社, 1981. 287页. (Цзун Байхуа. Прогулки в поисках красоты. Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 1981. 287 с.)
22. 王维. 使至塞上 // 王维集校注 / 陈铁民 编. 北京: 中华书局, 1997. 第126页. // Chinese Text Project. (Ван Вэй. «Посол достигает заставы» // Ван Вэй. Собрание сочинений с комментариями / ред. Чэнь Темьминь. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1997. С. 126. // Chinese Text Project.)
23. 苏轼. 题墨迹〈蓝田烟雨图〉 // 苏轼文集 / 孔凡礼 编. 北京: 中华书局, 1986. 第67卷. (Су Ши. Надпись на картине «Дождь и туман в Ланьтянь» работы Моцзе // Собрание сочинений Су Ши / ред. Кун Фаньли. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1986. Т. 67.)
24. Cahill J. 绘画史图说. 北京: 生活·读书·新知三联书店, 2009. 402页. (Cahill J. Chinese Painting History in Illustrations. Beijing: SDX Joint Publishing, 2009. 402 p.)
25. 庄子·天下篇 // 庄子集释 / 郭庆藩 编. 北京: 中华书局, 1961. («Чжуан-цзы. Поднебесная» // «Чжуанцзы цзиши» / ред. Го Цинфань. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1961.)
26. 袁行霈. 中国诗歌艺术研究. 北京: 北京大学出版社, 2009. 315页. (Юань Синпэй. Исследования искусства китайской поэзии. Пекин: Пекинский университет, 2009. 315 с.)
27. Хаминова А.А., Зильберман Н.Н. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 38-45. https://elibrary.ru/thhfkl
28. Martens G. Literature, Digital Humanities, and the Age of the Encyclopedia // Comparative Literature and Culture. 2013. Vol. 15. № 3. P. 1-10. https://doi.org/10.7771/1481-4374.2241
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Лю Х., Пржиленская И.Б. Особенности интермедиальных взаимодействий в китайском романтизме. Неофилология. 2025;11(4):1081-1094. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-1081-1094
For citation:
Liu H., Przhilenskaya I.B. Features of intermedial interactions in Chinese Romanticism. Neophilology. 2025;11(4):1081-1094. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-1081-1094














