Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Исследования творчества Андрея Белого в Китае: методы, подходы и значение

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-929-941

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Андрей Белый (настоящие имя и фамилия – Бугаев Борис Николаевич), заявивший о себе в русской литературе в начале 1900-х гг., интересен для Китая прежде всего как символист и поэт, который рассматривал образ этой страны в контексте Китай – Восток как важное культурное и философское пространство для синтеза Востока и Запада. Цель исследования – систематизировать исследования китайских учёных в области изучения творчества Андрея Белого по времени, категориям и темам.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом данного исследования послужили переводы, научные публикации (статьи, монографии) и другие источники в истории рецепции Андрея Белого в Китае. В ходе исследования были использованы историко-литературный подход, сравнительно-сопоставительный анализ и дескриптивный метод, сфокусированный на темпоральной систематизации особенностей рецепции работ Андрея Белого в Китае.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Китайские исследователи творчества Андрея Белого, с одной стороны, включают символистское движение, отражённое в его произведениях, в широкий литературноисторический контекст, раскрывая его происхождение и связь с последующими течениями. С другой стороны, учёные подробно исследуют зарождение текстов Андрея Белого и основных тем, выявляя процессы преемственности, трансформации традиций, что позволяет определить роль всего наследия Андрея Белого в истории мировой литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Уточнены хронологические сведения о трёх этапах творчества Андрея Белого, в которые формировался интерес к пониманию сути символизма Андрея Белого, русского модернизма и культурных связей между Россией и Китаем.

Об авторах

Хайин Гуань
Нанкинский педагогический университет
Китай

Гуань Хайин - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы.

210097, Нанкин, ул. Нинхай-Роуд, 122



Синь Ван
Нанкинский педагогический университет
Китай

Ван Синь - аспирант, кафедра русского языка и литературы.

210097, Нанкин, ул. Нинхай-Роуд, 122



Список литературы

1. Семьян Т.Ф., Фёдорова Е.В. Визуальные идеи А. Белого в русской литературе // Новый филологический вестник. 2017. № 3 (42). С. 149-158. https://doi.org/10.24411/2072-9316-2017-00007, https://elibrary.ru/yllstp

2. Замятин Е.А. Андрей Белый // Замятин Е.А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 3. Лица / сост., подгот. текста, коммент. Ст. Никоненко, А. Тюрина. Москва: Русская книга, 2004. 608 c.

3. Шмитт А. Концепция «самосознающей» души Андрея Белого: синтез ранней рецепции Канта с учением эзотерической практики Штайнера // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2020. Т. 24. № 2. С. 201-218. https://doi.org/10.22363/2313-2302-2020-24-2-201-218

4. Андрей Белый: Ракурсы, контексты, подтексты. Статьи и публикации / отв. ред. М.Л. Спивак. Москва, 2024. 864 с.

5. Ли Синьмэй. Современная русская литература в Китае: обзор исследований // Вестник Рязанского государственного университета. 2020. № 4 (69). С. 102-129. https://doi.org/10.37724/RSU.2020.69.4.012, https://elibrary.ru/vflcch

6. 瞿秋白. 瞿秋白文集文学编第二卷. 北京: 人民文学出版社, 1986年,419页. (Цюй Цюбо. Собрание сочинений Цюй Цюбо. Литературный раздел. Т. 2. Пекин, 1986. 419 с.)

7. Цао Цзиньхуа. История русской литературы. Пекин, 1989. 640 с.

8. Ершов Л.Ф. История советской литературы. Пекин: Изд-во Пекин. пед. ун-та, 1987. 629 с.

9. 管海莹. 别雷的文学遗产与文学史定位. 南京师范大学文学院学报. 2023年第1期, 7-15页. (Гуань Хайин. Литературное наследие Андрея Белого и его место в истории литературы // Журнал института литературы Нанкинского педагогического университета. 2023. № 1. С. 7-15.)

10. Пэн Кэсюнь. История советского романа. Пекин, 1988. 314 с.

11. Хуан Цзинькай, Чжан Бинчжэнь, Ян Хэнда. Символизм. Имаджизм. Пекин, 1989. 751 с.

12. 李辉凡、张捷编. 20世纪俄罗斯文学史. 青岛, 1998年,507页.(Ли Хуэйфан, Чжан Цзе (ред.). История русской литературы XX века. Циндао, 1998. 507 с.)

13. 李赋宁等主编. 欧洲文学史第三卷. 北京: 商务印书馆, 2000年, 1009页. (Ли Фунин и др. (ред.). История европейской литературы. Т. 3 (Часть 1). Пекин, 2000. 1009 с.)

14. 杨周翰等编. 欧洲文学史 (下卷). 北京, 1979年, 436页. Ян Чжоухань и др. (ред.). История европейской литературы. Т. 2. Пекин, 1979. 436 с.)

15. 汪介之. 远逝的光华–—白银时代的俄罗斯文化. 南京, 2003年,470页. (Ван Цзечжи. Ушедшее сияние – русская культура Серебряного века. Нанкин, 2003, 470 с.)

16. Чжан Л. Восприятие работ А. Белого в Китае // Litera. 2024. № 3. C. 31-39. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2024.3.70169, https://elibrary.ru/bnacaf

17. Кошемчук Т.А., Бондарев А.В. «История становления самосознающей души» как итоговое творение А. Белого: ключевые концепты и их восприятие в современных исследованиях // Концепт: философия, религия, культура. 2021. Т. 5. № 1. С. 8-24. https://doi.org/10.24833/2541-8831-2021-1-17-8-24, https://elibrary.ru/xfkuns

18. 刘文飞. 俄国文学研究的中国学派: 可能性和路径 — 2023年俄罗斯文学研究分会年会主旨发言. 欧亚人文研究. 2024年第1期, 1-5页. (Лю Вэньфэй. Китайская школа исследований русской литературы: возможности и пути (Программный доклад на ежегодной конференции Ассоциации исследований русской литературы, 2023) // Евразийские гуманитарные исследования. 2024. № 1. С. 1-5.)


Рецензия

Для цитирования:


Гуань Х., Ван С. Исследования творчества Андрея Белого в Китае: методы, подходы и значение. Неофилология. 2025;11(4):929-941. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-929-941

For citation:


Guan H., Wang X. Andrei Bely’s creative research in China: methods, approaches and significance. Neophilology. 2025;11(4):929-941. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-929-941

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)