В.С. Высоцкий. Феномен синтетизма: истоки генезиса Б. Брехта, оригинальность и новаторство
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-975-987
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Теория эпического театра Б. Брехта в некоторой степени повлияла на становление и развитие поэтической системы Владимира Семёновича Высоцкого. Цель исследования – выявить и проанализировать типологическое сходство основополагающих деталей теоретических находок немецкого автора, констатировав при этом традиционную отечественную самобытность, а главное – оригинальность, неповторимость Высоцкого как яркого творческого феномена середины ХХ века.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования служат ключевые положения эпического театра, сформировавшиеся в первой половине ХХ столетия и анализ поэтики ранних произведений Высоцкого как в ракурсе брехтовских положений, так и за их пределами. Методологическую базу исследования сформировала совокупность сравнительно-исторического, культурно-исторического и рецептивного подходов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Систематизирован комплекс основных теоретических новаций, сформировавших стройную научную концепцию эпического театра Б. Брехта. Проанализировано и отмечено соотношение трагических исторических событий, происходящих в Германии с приходом к власти нацистов, и брехтовской эстетической системы, зафиксировано некоторое влияние положений социально-экономической теории К. Маркса на формирование новаций немецкого драматурга. На базе эстетики Б. Брехта первой половины ХХ века осмыслены теоретические подходы, предпринятые в советском (российском) театральном искусстве 1960-х гг. Отмечены при этом иные социальные причины в сравнении с брехтовскими, побудившие советских интерпретаторов, спустя десятилетия, обратиться к теории театра эпического. Заметим попутно, что брехтовские разработки и в настоящее время чрезвычайно востребованы в научном изучении. Зафиксированы исследуемые положения, повлиявшие на формирование природы поэтического феномена В. Высоцкого – актёра Московского театра драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.П. Любимова, а также на становление его индивидуальной, оригинальной поэтики на материале ранних произведений. Сформулированы генезис и самобытные новации Высоцкого, не зависящие от эстетики Брехта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выявленные указанные особенности позволяют отметить существенное, однако, не основополагающее влияние немецкого драматурга Б. Брехта на творческий поэтический феномен В. Высоцкого, а также на формирование эстетики Московского театра драмы и комедии на Таганке.
Ключевые слова
Об авторах
Л. Е. ХвороваРоссия
Хворова Людмила Евгеньевна - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка, русской и зарубежной литературы, SPIN-код: 7087-7070, РИНЦ AuthorID: 466170
392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33
П. А. Коханов
Россия
Коханов Павел Алексеевич, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории им. С.Н. Сергеева-Ценского «Русская словесность как целостный духовно-культурный феномен: рецепция XXI века».
392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Кузин А.С. Наш современник Бертольт Брехт // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 190-199. https://doi.org/10.20323/1813-145, https://elibrary.ru/onglog
2. Картавцева И.В. Особенности театральной системы Б. Брехта (на примере сравнения с К.С. Станиславским) // Молодой учёный. 2014. № 4 (63). С. 1207-1211. https://elibrary.ru/sakedt
3. Бразевич С.С. Эмпирические социальные исследования Карла Маркса // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 2. С. 459-476. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.2.21, https://elibrary.ru/wulllg
4. Черешнев В.А., Иваницкий В.П. Карл Маркс – мыслитель и творец будущего // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 3. С. 688-698. https://doi.org/10.17059/2018-3-1, https://elibrary.ru/xyybwx
5. Николаев С.В. Образ Владимира Высоцкого в отечественном игровом и неигровом кинематографе: особенности формирования жанра и исторической памяти // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025. Т. 31. № 1. С. 58-67. https://doi.org/10.18287/2542-0445-2025-31-1-58-67, https://elibrary.ru/bpeojb
6. Гасанова М.А. Своеобразие военных песен Владимира Высоцкого // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2016. Т. 31. Вып. 2. С. 33-41. https://doi.org/10.21779/2542-0313-2016-31-2-33-41, https://elibrary.ru/xboeyd
7. Гильманова М., Юсупова Н. Фольклорная парадигма татарской и русской поэзии 1960–80-х годов // Филология и культура. 2023. № 2. С. 128-134. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2023-72-2-128-134, https://elibrary.ru/fkklit
8. Матвеева Н.В. Механизмы формирования содержания и смысла текста в процессе его восприятия: психолингвистический подход // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2017. Т. 16. № 2. С. 82-92. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2017.2.8, https://elibrary.ru/zaongv
9. Чижов Н.С. Советский поэтический андеграунд в критическом и научном освещении (статья первая) // Научный диалог. 2021. № 8. С. 221-247. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-8-221-247, https://elibrary.ru/mphkje
10. Бродская Е.В. Миф о В.С. Высоцком и его трансформация в современном социуме // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2023. № 10. С. 33-44. https://doi.org/10.28995/2686-7249-2023-10-33-44, https://elibrary.ru/jlqtih
11. Кабанков А.И. Прецедентный мир как разновидность медиаконцепта (на примере прецедентного мира В. Высоцкого) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. Вып. 3 (168). С. 29-32. https://elibrary.ru/tjwsxa
12. Кабанков А.И. Прецедентный мир как фактор эволюции медиадискурса: обоснование экспериментального исследования (на примере прецедентного мира В. Высоцкого) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. Вып. 2 (179). С. 9-13. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2017-2-9-1, https://elibrary.ru/xvkwml
13. Николаев С.В. Изучение личности Владимира Высоцкого в исторической науке как историографическая проблема: особенности формирования жанра и исторической памяти // Историческая наука и архивы в XXI веке: материалы Второй Всерос. с междунар. участием науч. конф. историков и архивистов / отв. ред. М.М. Леонов. Самара: «САМАРАМА», 2023. С. 432-440. https://doi.org/10.18287/978-5-6049622-0-6-2023-53, https://elibrary.ru/rszygp
14. Орлова О.В., Кабанков А.И. Регулятивность прецедентного текста в интернет-дискурсе (на материале «Песенки о слухах» В. Высоцкого) // Сибирский филологический журнал. 2017. № 2. С. 271-278. https://doi.org/10.17223/18137083/59/18, https://elibrary.ru/ytuddz
15. Орлова О.В., Кабанков А.И. Динамика прецедентного мира творческой личности в дискурсе новых медиа: постановка проблемы // Сибирский филологический журнал. 2015. № 4. С. 182-187. https://doi.org/10.17223/18137083/53/19, https://elibrary.ru/vbutyt
Рецензия
Для цитирования:
Хворова Л.Е., Коханов П.А. В.С. Высоцкий. Феномен синтетизма: истоки генезиса Б. Брехта, оригинальность и новаторство. Неофилология. 2025;11(4):975-987. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-975-987
For citation:
Khvorova L.E., Kokhanov P.A. V.S. Vysotsky. Phenomenon of syntheticism: the origins of Bertolt Brecht’s genesis, originality, and innovation. Neophilology. 2025;11(4):975-987. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-4-975-987














