Топос кладбища в романах Е.Г. Водолазкина
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-1-107-117
Аннотация
Предметом исследования является топос кладбища как один из важнейших конструктов художественного пространства романов «Лавр», «Авиатор», «Брисбен», «Оправдание Острова» современного русского писателя Е.Г. Водолазкина. Актуальность работы объясняется заинтересованностью отечественного литературоведения в изучении литературного процесса XX–XXI веков и творчества одного из наиболее ярких, самобытных и авторитетных современных прозаиков – Евгения Водолазкина. Цель исследования – изучить поэтические и функциональные особенности кладбищенской топики в указанных романах. Методология исследования основывается на комбинированном подходе, включающем историко-культурный, мифопоэтический, структурный, компаративный и рецептивный методы. В результате исследования установлено, что Водолазкин создаёт сложное, символическое пространство, которое изменяется и «проживает» романную историю наряду с героями. Кладбище предстаёт в трёх ипостасях: как мифологическое, коммеморативное и диалоговое пространство. Образ кладбища создаётся с помощью запахов, света и цвета, а также фактур (эффект тактильности), которые также являются «маркерами» положительного пространства или, наоборот, пространства с отрицательной коннотацией. Таким образом, кладбище – один из главных топосов в романах Водолазкина, это пространство объединения, преодоления «разрыва» – временно́го, духовного, культурного, языкового, национального и др. Полученные в ходе исследования результаты могут быть применены при подготовке вузовских курсов по истории русской литературы рубежа XX–XXI веков, а также спецкурсов и спецсеминаров.
Ключевые слова
Об авторе
Д. С. ГудинРоссия
Гудин Денис Сергеевич, младший научный сотрудник Международного научного центра изучения творческого наследия Е.И. Замятина, аспирант, кафедра русской и зарубежной литературы, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Бочкина М.В. Время как аксиологическая проблема в современной литературе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2019.
2. Маглий А.Д. Времени нет. Евгений Водолазкин // Вопросы литературы. 2016. № 2. С. 18-32.
3. Солдаткина Я.В. Мотивы прозы А.П. Платонова в романе Е.Г. Водолазкина «Авиатор» // Rhema. Рема. 2016. № 3. С. 19-28.
4. Нора П., Озуф М., де Пюимеж Ж., Винок М. Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 325 с.
5. Бочкина М.В., Голубков М.М. Понятия «исторического» и «неисторического» в эстетической и философской системе романа «Авиатор» Е. Водолазкина // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. Т. 23. № 2. С. 188-197.
6. Потанина Н.Л. Типы моделирования пространства/времени в поколенческом дискурсе Ю. Герман // Вопросы когнитивной лингвистики. 2017. № 2. С. 44-50.
7. Хапаева Д. Время собственное. Герцоги республики в эпоху переводов: Гуманитарные науки и революция понятий. М.: НЛО, 2005.
Рецензия
Для цитирования:
Гудин Д.С. Топос кладбища в романах Е.Г. Водолазкина. Неофилология. 2022;8(1):107-117. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-1-107-117
For citation:
Gudin D.S. Topos of cemetery in E.G. Vodolazkin’s novels. Neophilology. 2022;8(1):107-117. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-1-107-117