Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Журнал «Галчонок» как пространство для детского творчества

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-799-813

Аннотация

Введение. Формы работы с творчеством читателей в дореволюционных детских изданиях не отличались разнообразием – детский литературно-художественный журнал «Галчонок» (1911–1913) стал в этом отношении исключением, предоставив читателям возможность участвовать в творческих проектах журнала. Цель исследования – проанализировать редакционную стратегию журнала «Галчонок» в аспекте работы с детским творчеством. Рассмотрены новаторские формы и принципы организации и активизации творческой деятельности читателей, попутно выявлены особенности коммуникативного поведения редакции.

Материалы и методы. Проанализировано содержание раздела «Почтовый ящик». Выводы о творческих установках редакции сделаны на основе опубликованных в журнале очерков об искусстве, статьей и заметок с практическими творческими советами. Подробно рассмотрены формы публикации произведений читателей, творческие конкурсы и совместные проекты, а также редакторские комментарии к ним.

Результаты исследования. Публичная обратная связь на присылаемые читателями произведения и игровое коммуникативное поведение редакции способствовали формированию на страницах «Галчонка» сквозного нарратива, посвящённого творческой деятельности читателей. Он экстраполировался на другие материалы журнала, обеспечивая взаимодействие фикциональных сюжетов с апелляциями к реальной активности читателей. В то же время организация этой активности основывалась не только на конкурсах лучших произведений, но и на проектах, в рамках которых произведениям читателей придавалась оформленность и концептуализация коллективного произведения. 

Заключение. Участие читателей в создании материалов журнала обусловило формирование специфической творческой среды, основанной на принципах коммуникации и игры. Полученные выводы могут внести дополнения в рассмотрение преемственности между дореволюционным и советским этапами развития детской журналистики в аспекте взаимодействия с творчеством читателей. 

Об авторе

А. С. Лащева
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук
Россия

Лащева Анна Сергеевна, аспирант, младший научный сотрудник

199034, г. Санкт-Петербург, набережная Макарова, 4 



Список литературы

1. Головин В.В. Детские журналы Серебряного века: поэтика развлечений // Русская развлекательная культура Серебряного века. 1908–1918 / Э. Анри-Сафье, И.З. Белобровцева, Н.А. Богомолов и др.; сост. Н.Я. Букс, Е.Н. Пенская; отв. ред. Е.Я. Курганов. 2-е изд. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2018. С. 63-84. https://elibrary.ru/xnckhm

2. Родигина Н.Н. Журнал «Задушевное слово» как актор образовательного пространства Российской империи второй половины XIX – начала ХХ в. // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 73-84. https://doi.org/10.15293/1813-4718.1902.08, https://elibrary.ru/nohzwu

3. Ремезова К.В. В преддверии авангардной практики: экспонирование детских рисунков на 5-й выставке «Нового общества художников» // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2014. № 4. С. 525-531. https://elibrary.ru/uhgdan

4. Фомин Д.В. Взлёт и падение журнала «Галчонок» // Библиотековедение. 2012. № 4. С. 59а-67. https://elibrary.ru/pfbzcl 5. Головин В.В. Журнал «Галчёнок» (1911–1913) как литературный эксперимент // Детские чтения. 2014. Т. 6. № 2. С. 23-37. https://elibrary.ru/vfxfmd

5. Бочкарёва Н.С., Табункина И.А. Диалог с читателями на страницах пермской детской книги «Оляпка» // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. № 5 (11). С. 194201. https://elibrary.ru/mvxtpj

6. Черепнева Л.М. Первый российский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» и его работа с аудиторией // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2020. № 3.

7. С. 100-118. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.3.2020.100118, https://elibrary.ru/rzrtnf

8. Блохина Я.А., Дубровская Т.В. Категория диалогичности в развлекательных жанрах советской детской прессы (на примере журнала «Пионер» 1970-1980-х гг.) // Russian Linguistic Bulletin. 2022. № 6 (34). Ст. 15. https://doi.org/10.18454/RULB.2022.34.10, https://elibrary.ru/fmdvaz

9. Ромашина Е.Ю. Детский журнал как интерактивный проект, или Почтовый ящик «Задушевного слова» Маврикия Вольфа // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2023. Т. 14. № 3 (125). Ст. 20. https://doi.org/10.18254/S207987840025023-4, https://elibrary.ru/olthha

10. Хёйзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; коммент., указ. Д.Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 409 с.

11. Кайуа P. Игры и люди // Кайуа Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры / сост., пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2007. С. 31-204.

12. Тулякова Е.И. Детский журнал второй половины XIX в. как метатекст (к постановке проблемы) // Текст. Книга. Книгоиздание. 2012. № 1 (1). С. 27-34. https://elibrary.ru/pjaxbl

13. Маругина Н.И. Дискурсивно-тематическая направленность детского журнала XVIII–XX вв. // Язык и культура. 2011. № 2 (14). С. 29-35. https://elibrary.ru/nuztbb

14. Фещенко В.В. Как ведёт себя авангард? Особенности прагматики в авангардной коммуникации // Фещенко В.В. Лаборатория логоса: Языковой эксперимент в авангардном творчестве. М.: Языки славянских культур, 2009. С. 111-120. https://elibrary.ru/suqihp

15. Ромашина Е.Ю. «Забава и польза для детей»: азбука в картинках в учебном книгоиздании России XIX в. // Текст. Книга. Книгоиздание. 2017. № 14. С. 76-99. https://doi.org/10.17223/23062061/14/5, https://elibrary.ru/zhjwbp


Рецензия

Для цитирования:


Лащева А.С. Журнал «Галчонок» как пространство для детского творчества. Неофилология. 2023;9(4):799-813. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-799-813

For citation:


Lashcheva A.S. “Galchonok” magazine as a space for children’s creativity. Neophilology. 2023;9(4):799-813. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-799-813

Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)