Взаимосвязь языка и речи как предмет педагогической лингвистики
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-416-426
Аннотация
Педагогическая лингвистика рассматривается как направление современной русистики, в котором реализуется особый аспект системного изучения языка, учитывающий специфику обучающей функции. Выделение данного аспекта обусловлено разными задачами учебного и научного описания языка. Предметом педагогической лингвистики является взаимодействие учителя и ученика в процессе усвоения теоретических и практических основ языка как объекта действительности. Представлено теоретическое обоснование противопоставления языка и речи, рассмотрены основные различия между ними. Проанализирован школьный материал русской фонетики с точки зрения реализации данного противопоставления. Его анализ показывает недостаточность и непоследовательность учёта соотношения языка и речи как взаимосвязанных, но не тождественных явлений в школьном изучении фонетики. Обосновывается концептуальная и практическая необходимость включения в школьный учебник понятия фонемы как языковой единицы в её соотношении с фоном (звуком) как речевой единицей. Языковой и речевой аспекты, будучи не тождественными, предполагают друг друга, обнаруживая единство: речевой аспект позволяет увидеть язык в его функциональном виде, который представлен в общении (речевой деятельности человека). Доказано, что последовательное и системное теоретическое изложение материала о соотношении языка и речи в отношении фонемы и звука позволяет осмыслить более полно и непротиворечиво практику транскрибирования и фонетического разбора слова.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. Н. ДенисовРоссия
Денисов Юрий Николаевич, кандидат филологических наук, доцент, преподаватель кафедры профильной довузовской подготовки
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
А. Л. Шарандин
Россия
Шарандин Анатолий Леонидович, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992. 312 с.
2. Аксаков К.С. Полное собрание сочинений Константина Сергеевича Аксакова: в 3 т. Т. 2. Ч. 1. Сочинения филологические. М., 1875. 660 с.
3. Распопов И.П. О преемственности в преподавании русского языка в школе и вузе // Школьная и научная грамматика. Воронеж: ВГУ, 1977. С. 3-8.
4. Шарандин А.Л. Проблема редукции научных знаний в школьном изучении русского языка // Грамматика III тысячелетия в контексте современного научного знания: XXVIII Распоповские чтения. Воронеж: ВГУ, 2010. С. 239-244.
5. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И., Ладыженская Н.В. Русский язык. 5 класс: в 2 ч. / науч. ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2012. Ч. 1. 192 с.; Ч. 2. 176 с.
6. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 159 с.
7. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М.: Высш. шк., 1972. 615 с.
8. Шарандин А.Л. Интегрирующий характер коммуникации и организующая роль категории лица в контексте антропоцентризма // Неофилология. 2018. Т. 4. № 15. С. 5-16. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2018-4-15-5-16
9. Русский язык: учеб. для ср. шк. 5 класс / под ред. М.В. Панова. М.: Ин-т рус. яз. РАН, 1994. 268 с.
10. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия. М.: Академ. проект, 2005. 320 с.
11. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М.: Высш. шк., 1979. 256 с.
12. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Наука, 1967. 528 с.
Рецензия
Для цитирования:
Денисов Ю.Н., Шарандин А.Л. Взаимосвязь языка и речи как предмет педагогической лингвистики. Неофилология. 2022;8(3):416-426. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-416-426
For citation:
Denisov Yu.N., Sharandin A.L. The relationship of language and speech as a subject of pedagogical linguistics. Neophilology. 2022;8(3):416-426. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-416-426