Дожиночные обряды в системе традиционной культуры восточных славян: этнолингвистические компоненты в аспекте семиотического анализа
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-496-506
Аннотация
Особое внимание уделено рассмотрению семантических составляющих дожиночного обряда (обряда «завивания бороды») как этнолингвистического текста, которые являются онтологическими основаниями аграрного комплекса системы традиционной культуры восточных славян. Приведено описание обряда «завивания бороды» в виде репрезентации акциональных блоков с помощью базовых категорий семиотического анализа, дано истолкование значения знаковых семиотических структур в виде раскладки символических составляющих. Полевые материалы, представленные автором статьи, являются как показателем общероссийского контекста, так и собственно конкретного ареала – Центрального Черноземья, в частности, Тамбовской области, и демонстрируют отголоски и своеобразие функционирования составляющих компонентов дожиночного обряда. Тексты данного обряда, заклинательные элементы, акциональные составляющие оказываются достаточно многоликими и разнообразными. Объяснение этнолингвистических компонентов обряда в народной среде показывает, каким образом народ интерпретирует контексты его возникновения и развития. Собственно символическое представление показано в сакральном контексте всех знаковых сем, что подчёркивает их онтологический характер. Сакральность обряда представлена в символике знаковых сем: «борода» в данном случае есть этнолингвистическая метафора христианского обращения к Богу, молитва о будущем урожае.
Об авторе
О. Н. АндрееваРоссия
Андреева Ольга Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры государственного управления и гуманитарных дисциплин, Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
119571, г. Москва, просп. Вернадского 82, стр. 1
Список литературы
1. Махрачёва Т.В. Народный календарь Тамбовской области (этнолингвистический аспект). Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2008. 230 с.
2. Дмитрук Л.А. Проблемы лингвофольклористики: костромские говоры // Неофилология. 2019. Т. 5. № 20. С. 429-435. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2019-5-20-429-435
3. Махрачёва Т.В., Лоскутова Д.Н., Блинова Е.Ю. Мифологическая лексика в формулах устрашения детей (на материале говоров Тамбовской области) // Неофилология. 2021. Т. 7. № 25. С. 12-24. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-25-12-24
4. Фрэзер Д. Золотая ветвь (Le Rameau d’or). М.: Атеист, 1928. Вып. 3. 197 с.
5. Круглый год: Русский земледельческий календарь / сост., вст. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. М.: Правда, 1994. 496 с.
6. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск: Русич, 1995. 656 с.
7. Селиванов В.В. Год русского земледельца (Зарайский уезд, Рязанской губернии) // Письма из деревни: Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века. М., 1987. С. 24-145.
8. Кабакова Г.И. Терминология восточнороманской календарной обрядности в сопоставлении со славянской: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1989.
9. Винокурова И.Ю. Некоторые итоги изучения вепсского народного календаря // Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск, 1986. С. 49-65.
10. Миролюбов Ю.П. Собрание сочинений: в 8 т. München: Verlag Otto Sagner, 1982. Т. 5. 311 с.; Т. 6. 295 с.
11. Иванов В.В., Топоров В.Н. К проблеме достоверности поздних вторичных источников в связи с исследованиями в области мифологии: (Данные о Велесе в традициях северной Руси и вопросы критики письменных текстов) // Труды по знаковым системам. VI. Тарту, 1973. С. 46-82.
12. Минько Л.И. Календарные праздники // Белорусы. М., 1998. С. 395-402.
13. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей: (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 248 с.
14. Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М., 1998.
15. Макашина Т.С. Ильин день и Илья-пророк в народных представлениях и фольклоре восточных славян // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С. 83-101.
16. Дмитриева С.И. О роли субстрата в сложении этнических групп русского Севера (по материалам фольклора и изобразительного искусства) // История, культура, этнография и фольклор славянских народов: 8 Междунар. съезд славистов (Загреб-Любляна, сентябрь 1978 г.). Доклады советской делегации. М., 1978. С. 264-282.
17. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: Наука, 1978. 240 с.
18. Календарные праздники и обряды // Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры / под ред. К.В. Чистова. М., 1987. С. 380-395.
19. Логинов К.К. Трудовые обычаи, обряды, запреты и приметы русских Заонежья // Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск, 1986. С. 33-49.
20. Календарные обряды // Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья / сост. Г.Г. Шаповалова, Л.С. Лаврентьева. Л., 1985. С. 9-78.
21. Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике: пер. с польск. М.: Индрик, 2005. 512 с.
Рецензия
Для цитирования:
Андреева О.Н. Дожиночные обряды в системе традиционной культуры восточных славян: этнолингвистические компоненты в аспекте семиотического анализа. Неофилология. 2022;8(3):496-506. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-496-506
For citation:
Andreeva O.N. Dozhin rituals in the system of traditional culture of the Eastern Slavs: ethnolinguistic components in semiotic analysis aspect. Neophilology. 2022;8(3):496-506. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-496-506