Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Дистопия или Трансгрессия? (Два прочтения повести В. Сорокина «Метель»)

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-835-844

Аннотация

Предметом исследования является вопрос о творческом методе В. Сорокина. Попытка объяснить творческую природу писателя приводит к мысли о внутреннем противоречии, характерном для его творчества в целом и реализуемого в каждом отдельно взятом произведении. Речь идёт о том, что творческая декларация писателя, сводимая исключительно к «лингвистическому эксперименту», плохо сочетается с реальной практикой, что приводит к противоречиям в трактовках его творчества в критике. Есть как будто «два Сорокина», один настаивает на том, что его произведения исключительно тексты для упражнений в «трансгресии», другой создаёт дистопии, воспринимаемые как произведения, насыщенные социальными смыслами. В. Сорокин изначально «против литературы», однако живёт «за счёт» литературы и интерпретируется читателями и исследователями как литература высочайшего уровня. Он отмежевывается от «литературоцентризма», но парадоксальным образом становится его эпицентром. В данном исследовании доказано, что это противоречие на самом деле не требует разрешения, оно является «движущей силой» творчества писателя, «органичной» для «феномена Сорокина». Итогом является создание «лингвистической дистопии». Проблема имеет несомненную актуальность, результаты анализа позволяют уточнить важные моменты в оценке творчества писателя.

Об авторах

А. Г. Коваленко
ФГАОУ ВО «Российский государственный университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
Россия

Коваленко Александр Георгиевич, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 



Цзяжуй Ху
ФГАОУ ВО «Российский государственный университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
Россия

Ху Цзяжуй, аспирант, кафедра русской и зарубежной литературы

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6 



Список литературы

1. Хабибуллина М.Н. «Очарованность Китаем»: образ транскультурного будущего в творчестве В. Сорокина // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX–XXI веков: направления и течения. 2014. № 4. С. 68-76. https://elibrary.ru/sjlpjh

2. Антипова Е.Н. Концепт «Метель» в русской языковой картине мира // Lingua mobilis. 2009. № 5 (19). С. 52-59. https://elibrary.ru/msxzix

3. Миллионщикова Т.А. Реферат: Нагина К.А. Метельные пространства русской литературы (ХIХ – начало ХХ в.). Воронеж: Наука-Юнипресс, 2011. 129 с. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение. 2012. № 3. С. 49-56. https://elibrary.ru/pddlcp

4. Кобзева Н. Семантика образа метель в информационном поле текста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 11. С. 37-41. https://elibrary.ru/nawpyp

5. Скороспелова Е.Б., Чаглыян Ш.К. Семантика и функции мотива метели в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4-2 (58). С. 41-44. https://elibrary.ru/vobyyp

6. Кучина Т.Г. Зимняя дорога: стилевая реконструкция метасюжета в повести «Метель» Владимира Сорокина // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1. С. 246-249. https://elibrary.ru/pxhjhd

7. Калинин И.А. Голубое сало языка. Металингвистическая утопия Владимира Сорокина // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. № 1. C. 215-220. https://elibrary.ru/ownckd


Рецензия

Для цитирования:


Коваленко А.Г., Ху Ц. Дистопия или Трансгрессия? (Два прочтения повести В. Сорокина «Метель»). Неофилология. 2023;9(4):835-844. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-835-844

For citation:


Kovalenko A.G., Hu J. Dystopia or Transgression? (Two readings of V. Sorokin’s story “The Blizzard”). Neophilology. 2023;9(4):835-844. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-835-844

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)