Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Когнитивный подход к изучению прецедентных имён в медиадискурсе (на материале русского и французского языков)

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-540-548

Аннотация

Объектом изучения выступили прецедентные феномены, точнее прецедентные имена, а в качестве предмета исследования рассмотрено их функционирование в современном российском и французском медиадискурсе. Прецедентные имена, выполняющие апеллятивную, когнитивную, коммуникативную, экспрессивную, текстообразующую функции, являются сильными элементами текста и способны влиять на массовое сознание. Частотность их использования в материалах дискурса массмедиа неуклонно растёт, что объясняет актуальность исследования. В ходе исследования достигнута цель описать особенности осмысления прецедентных имён, предполагающего обращение к когнитивному контексту РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, который является составляющим частной матрицы, включающей в качестве ядра концепт ЛИЧНОСТЬ. Применение метода когнитивно-матричного анализа для описания компонентов матрицы как системы когнитивных контекстов или концептуальных областей выявило, что при осмыслении прецедентного имени относительно контекста РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА актуализируются когнитивные контексты ВНЕШНОСТЬ, ПСИХИКА И СТАТУС концепта ЛИЧНОСТЬ. Доказано, что когнитивный контекст СТАТУС при обращении к концептуальной области РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА интерпретируется наиболее часто. Исследование позволило сделать вывод о значимости текстообразующей функции прецедентных имён, ставших эффективным инструментом речевого воздействия, и важности изучения когнитивных механизмов их функционирования.

Об авторе

Ю. М. Разумовская
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

Разумовская Юлия Михайловна, старший преподаватель кафедры иностранных языков и профессионального перевода

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33



Список литературы

1. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. М.: КДУ, Добросвет, 2020. 178 с. https://doi.org/10.31453/kdu.ru.91304.0107

2. Паршина Е.О., Бабина Л.В. Имена собственные в функции нарицательных в английском языке. Когнитивно-дискурсивный аспект. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publ., 2013. 124 c.

3. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 375 с.

4. Воронова И.Б. Текстообразующая функция литературных имён собственных (на материале эпических произведений XIX–XX вв.): автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2000. 24 с.

5. Болдырев Н.Н., Алпатов В.В. Когнитивно-матричный анализ английских христианских топонимов // Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. № 4 (17). С. 4-14.

6. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: курс лекций. Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2021. 236 с.

7. Феденко А.Ю. Двухкомпонентные сложные существительные как модели репрезентации знаний о человеке и артефактах в современном английском языке: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2015. 24 с.


Рецензия

Для цитирования:


Разумовская Ю.М. Когнитивный подход к изучению прецедентных имён в медиадискурсе (на материале русского и французского языков). Неофилология. 2022;8(3):540-548. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-540-548

For citation:


Razumovskaya Yu.M. Cognitive approach to the study of precedent names in media discourse (based on the material of Russian and French). Neophilology. 2022;8(3):540-548. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-540-548

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)