Литературный текст как место архивации прошлого в сборнике рассказов «Пальто с хлястиком» М. Шишкина
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-582-592
Аннотация
Рассмотрены принципы работы с памятью и элементами прошлого в рассказах М. Шишкина из сборника «Пальто с хлястиком», которые были проанализированы с помощью интертекстуального, контекстуального, структуралистского методов, метода целостного анализа художественного текста. Для анализа используются понятия нарратив, монтаж, память, punctum, stadium, рассматривается специфика фотографии как факта культуры. Обосновано, что в рамках малой прозы прозаик организовывает повествование, которое так или иначе интегрирует элементы прошлого и мотивы воспоминания. Апеллируя к вещам как фактам быта, нарратор в рамках текста конструирует специфическую схему «вещь – образ – пространство». Таким образом создаётся специфический каталог вещей, архивирующий опыт и воспоминания. Указанный каталог помогает пройти путь от утраты неких фактов прошлого (фотографий) через акт воспоминания к фиксации этого прошлого в тексте, тем самым способствуя «воскрешению», спасению прошлого через Слово. Помимо этого рассмотрена роль корпуса фотографий в сборнике. Выявлено, что фотографии не только являются точкой отсчёта для акта воспоминания и восстановления прошлого, подтверждая описанное, но и включают читателя в факт развёртывания текста. Материалы исследования и его выводы могут быть использованы не только для анализа других произведений М. Шишкина, но и при анализе современной отечественной и мировой литературы в контексте memory studies.
Об авторе
И. Р. КуряевРоссия
Куряев Ильгам Рясимович, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы
430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68
Список литературы
1. Ямпольский М.Б. Возвращение Адама. Миф, или Современность архаики. М.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2022. 416 с.
2. Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 323 с.
3. Бойм С. Будущее ностальгии. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 680 с. https://doi.org/10.25285/2078-1938-2020-12-2-258-264
4. Нечаева А.А. Становление memory studies как отдельной области знаний: основные вопросы и понятия // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 4 (60). С. 121-129.
5. Сафронова Ю.А. Историческая память: введение. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2019. 220 с.
6. Хирш М. Поколение постпамяти. Письмо и визуальная культура после Холокоста. М.: Новое издательство, 2021. 428 с.
7. Эппле Н. Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 576 с.
8. Эткинд А. Кривое горе: Память о непогребённых. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 323 с.
9. Ямпольский М.Б. Без будущего. Культура и время. СПб.: Порядок слов, 2018. 122 с.
10. Филатов К. Михаил Шишкин. Пальто с хлястиком // Звезда. 2017. № 6. URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2017/6/mihail-shishkin-palto-s-hlyastikom.html (дата обращения: 05.06.2022).
11. Лашова С.Н. Поэтика Михаила Шишкина: система мотивов и повествовательные стратегии: автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2012. 20 с.
12. Гарбер М. Блок Марины Гарбер // Новый Журнал. 2017. № 288. URL: https://magazines.gorky.media/nj/2017/288/blok-mariny-garber-2.html (дата обращения: 05.06.2022).
13. Михаил Шишкин: знаковые имена современной русской литературы / под ред. А. Скотницкой, Я. Свежего. Краков: Scriptum, 2017. 507 с.
14. Оробий С.П. «Вавилонская башня» Михаила Шишкина. Опыт модернизации русской прозы. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2011. 161 с.
15. Делёз Ж. Кино. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. 559 с.
16. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1999. 1407 с.
17. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М.: Ад Маргинем Пресс, 2011. 272 с.
18. Нохрина Я. Фильм как дрейф: опыты деконструкции нарратива от Исидора Изу до американского независимого кино // Сигма. 2021. 30 авг. URL: https://syg.ma/@iana-nokhrina/film-kak-drieif-opytydiekonstruktsii-narrativa-ot-isidora-izu-do-amierikanskogho-niezavisimogho-kino (дата обращения: 05.06.2022).
19. Батаева Е.В. Фланерство и видеомания: модерные и постмодерные визуальные практики // Вопросы философии. 2012. № 11. С. 61-68.
20. Ямпольский М.Б. Изображение. Курс лекций. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 420 с.
21. Рансьер Ж. Эмансипированный зритель. Н. Новгород: Красная ласточка, 2018. 128 с.
22. Барт Р. Ролан Барт о Ролане Барте. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 223 с.
23. Ямпольский М.Б. Ловушка для льва. Модернистская форма как способ мышления без понятий и «больших идей». М.: Сеанс, 2020. 560 с.
24. Сонтаг С. О фотографии. М.: Ад Маргинем, 2020. 272 с.
Рецензия
Для цитирования:
Куряев И.Р. Литературный текст как место архивации прошлого в сборнике рассказов «Пальто с хлястиком» М. Шишкина. Неофилология. 2022;8(3):582-592. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-582-592
For citation:
Kuryaev I.R. Literary text as a place of archiving the past in M. Shishkin’s short story collection “The Half-Belt Overcoat”. Neophilology. 2022;8(3):582-592. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-582-592