Композиционно-графическая модель литературно-художественного журнала «Дон»
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-902-913
Аннотация
В исследовании рассмотрены изменения в композиционно-графической модели журнала «Дон». Также проанализированы разные определения термина «композиционно-графическая модель», на основе которых определено, что это модель издания, некая система регулирования, которая отражает существенные характеристики облика периодического издания. Выделены критерии для анализа композиционно-графической модели литературно-художественного журнала: 1) бренд и логотип; 2) модель оформления обложки; 3) оригинальное оформление материалов на полосах; 4) шрифтовое оформление рубрик, заголовков и текстов; 5) дополнительные средства выделения; 6) цветовая гамма издания. На основе отобранных характеристик проведён анализ оформительской модели журнала «Дон» в период с 1945 по 2022 г. Проанализирована трансформация композиционно-графической модели литературно-художественного журнала «Дон». Для реализации этой цели рассмотрены композиционно-графические модели издания в разные периоды существования журнала «Дон»: 1945–1949 гг., 1950–1952 гг., 1953–1957 гг., 1958–1963 гг., 1963–1976 гг., 1977– 1979 гг., 1980–1989 гг., 1990–1993 гг., 1994–2000 гг., 2001–2022 гг. На завершающем этапе исследования рассмотрена современная композиционно-графическая модель издания, которая, по мнению исследователей, не способствует узнаваемости бренда «Дон». В ходе исследования сделан вывод, что в современных выпусках журнала отсутствует оригинальная оформительская концепция, которая могла бы привлекать новую аудиторию.
Об авторах
Е. Н. КлемёноваРоссия
Клемёнова Елена Николаевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики
344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69
А. В. Муха
Россия
Муха Анжела Викторовна, старший преподаватель кафедры журналистики
344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69
Список литературы
1. Кащук А.А. Композиционно-графическая модель печатного и сетевого издания // Коммуникации в эпоху цифровых изменений: сб. материалов 4 Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.Д. Кривоносова. Париж: L”Harmattan; Санкт-Петербург: С.-Петерб. гос. эконом. ун-т, 2020. С. 110-113. https://elibrary.ru/aimkqb
2. Топчий И.В., Иванова Д.О. Особенности инфографики в спецпроектах на научно-популярную тематику // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 3 (45). С. 153-163. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10315, https://elibrary.ru/lpxtpc
3. Дукова З.Т., Балова И.М. Композиционно-графическая модель «Газеты Юга» // Перспектива–2016: материалы Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных. Нальчик: КабардиноБалкарский гос. ун-т, 2016. Т. 2. С. 248-252. https://elibrary.ru/yncctc
4. Мыскова О.В., Мачалина К.С. Композиционно-графическая модель промышленных периодических изданий, тенденции оформления // Вектор развития промдизайна. Актуальные тренды: сб. материалов науч.-практ. семинара. М.: РГУ им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2020.
5. С. 55-59. https://elibrary.ru/ubyhwt 5. Зверева Е.А. Дизайн периодических изданий. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2011. 71 с.
6. Сундуков А.С., Яковлев М.Н. Композиционно-графическая модель журнала «Нива» // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 2. С. 153-154. https://elibrary.ru/ttclsp
7. Симакова С.И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2017. Т. 23. № 1-2. С. 135-139. https://elibrary.ru/ytosjf
8. Симакова С.И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). С. 163-169. https://elibrary.ru/tqssvh
9. Карпенко И.И. Структурно-композиционные приёмы инфотейнмента в медиатекстах региональных печатных СМИ // Неофилология. 2023. Т. 9. № 3 (35). С. 641-656. https://doi.org/10.20310/2587-69532023-9-3-641-656, https://elibrary.ru/ojocbk
10. Корешков В.В., Константинова С.В. Художественные особенности формообразования фирменного стиля периодического печатного издания // Дизайн. Пространство. Архитектура: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: УГНТУ, 2016. С. 162-168. https://elibrary.ru/xsekzj
11. Кузьмина М.А. Типографика медиа: технические характеристики, сравнительный анализ UX/UIдизайна сайта и полиграфической вёрстки (на примере русского издания Esquire) // Известия ТулГУ. Технические науки. 2021. № 3. С. 272-276. https://doi.org/10.24412/2071-6168-2021-3-272-276, https://elibrary.ru/grnoau
12. Луценко Е.Ю., Лынова Е.П. Подготовка композиционно-графической модели периодического издания для детей // Традиции и инновации в массовой коммуникации: материалы 1 Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2021. С. 123-126. https://elibrary.ru/hxtwbu
13. Муха А.В. Региональный литературно-художественный журнал «Дон» в исторической перспективе // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 1. № 1 (34). С. 162-169. https://doi.org/10.51965/2076-7919_2021_2_2_183, https://elibrary.ru/hgyugt
14. Арсененко И.П., Мусинова А.А. Визуализация медиаконтента как способ завоевать лояльность читателей в целях устойчивости СМИ // Вестник Казахского национального университета. Серия журналистики. 2022. Т. 63. № 1. С. 106-118. https://doi.org/10.26577/HJ.2022.v63.i1.11, https://elibrary.ru/amsybc
15. Епифанова А.Г. Актуальные аспекты дизайн-деятельности в коммуникационном пространстве визуальной айдентики современных российских образовательных журналов // Общество: философия, история, культура. 2022. № 6 (98). С. 215-221. https://doi.org/10.24158/fik.2022.6.37, https://elibrary.ru/puznqq
16. Татаринцева И.В., Постникова Н.А. Визуально-графическая коммуникация образовательного дизайна в социально-культурном контексте // Социально-экономические явления и процессы. 2020. Т. 15. № 1 (108). С. 21-29. https://doi.org/10.20310/1819-8813-2020-15-1(108)-21-29, https://elibrary.ru/bhtfnf
17. Тышецкая А.Ю. Дизайн современной газеты и новые подходы к формированию ее содержания // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. № 2 (18). С. 130-138. https://elibrary.ru/oxvlbt
Рецензия
Для цитирования:
Клемёнова Е.Н., Муха А.В. Композиционно-графическая модель литературно-художественного журнала «Дон». Неофилология. 2023;9(4):902-913. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-902-913
For citation:
Klemenova E.N., Mukha A.V. Compositional and graphic model of the literary and artistic magazine “Don”. Neophilology. 2023;9(4):902-913. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-902-913