Preview

Неофилология

Расширенный поиск

О художественном своеобразии пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» в контексте мифопоэтического мировосприятия

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-26-297-307

Аннотация

Посвящено анализу персонажного и контекстуального уровней пьесы  А.Н. Островского «Снегурочка». Страна берендеев как воплощение языческого мира является не только местом развития основных событий, но и символизирует особую эпоху русской истории: соприкосновение двух взаимоисключающих начал – единобожия и многобожия. Свидетельством того выступают евангельские параллели, представленные А.Н. Островским через чувство любви, которое обитатели страны берендеев интерпретируют в языческом, но не в православном аспекте. При помощи синтеза и аналогии, ведущих методов исследования, удалось доказать контекстуальную близость Снегурочки и Мизгиря, героев, изначально обособленных от социума страны береднеев, а также выявить специфику приёма гротеск, основного литературного приёма, использованного А.Н. Островским. Доказано, что пьеса А.Н. Островского на ассоциативном уровне близка роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» как произведение, где гротескное начало в серьёзной степени определяет авторский замысел. Идейный замысел пьесы также проанализирован в формате преемственности, о чём свидетельствует параллелизм между «Снегурочкой» и «Грозой» – в произведениях героям порой присущи схожие формулировки, отчего допустимым выглядел разбор понятия типизация, позволивший анализировать героев в контексте теории архетипов К.Г. Юнга. Поэтому задачей настоящего исследования может считаться поиск сближающих контекстуальных начал и анализ хронотопа пьесы – системообразующих аспектов, позволяющих охарактеризовать произведение наиболее полно не только как феерию, но и как текст, занимающий особое место в творческом наследии драматурга. Данная статья будет интересна всем, кто занимается изучением творчества А.Н. Островского в формате литературоведения, а также исследователям языческих и православных мотивов в русской литературе XIX века. 

Об авторе

К. В. Смирнов
МАУ ДО «Центр творчества»
Россия

Смирнов Кирилл Валентинович, кандидат филологических наук, методист

160011, г. Вологда, ул. Проспект Победы, 72 



Список литературы

1. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001. 144 с.

2. Любивая А.Ю. Мифологический образ мира в «Весенней сказке» А.Н. Островского «Снегурочка» // Уральский филологический вестник. 2012. № 6. С. 67-78.

3. Лебедев Ю.В. Россия А.Н. Островского // Островский А.Н. Пьесы. М.: Междунар. изд. дом, 2000. С. 52-68.

4. Мосалёва Г.В. «Непрочитанный» А.Н. Островский: поэт иконной России. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. 296 с.

5. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. 704 с.

6. Топоров В.Н. Петербургский текст. М.: Наука, 2009. 820 c.

7. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2016. 336 с.

8. Улыбина Е.В. Обыденное сознание в картине мира личности: психосемантический подход: дис. … д-ра психол. наук. Ставрополь, 1999. 368 с.

9. Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. 432 с.

10. Любивая А.Ю. Снегурочка в «Весенней сказке» А.Н. Островского: истоки и интерпретация образа // Уральский филологический вестник. 2013. № 5. С. 39-52.

11. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Эксмо, 2015. 543 с.

12. Музалевский Н.Е. Ранняя драматургия А.Н. Островского и традиции комедийного жанра: дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2013. 217 с.

13. Suffel J. André Maurois avec des remarques par André Maurois. P.: Flammarion, 1963. 202 p.

14. Лотман Ю.М., Егоров Б.Ф., Минц З.Г. Основные этапы развития русского реализма // Лотман Ю.М. О русской литературе: Статьи и исследования. СПб., 1997. С. 532-533.

15. Lubbock P. The Craft of Fiction. N. Y.: Viking Press, 1957. 274 p.

16. Лаврентьева А.А. Фабула неравной любви в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 13 (151). Филология. Искусствоведение. Вып. 31. С. 72-74.


Рецензия

Для цитирования:


Смирнов К.В. О художественном своеобразии пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» в контексте мифопоэтического мировосприятия. Неофилология. 2021;7(26):297-307. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-26-297-307

For citation:


Smirnov K.V. On the artistic singularity of the play by A.N. Ostrovsky “The Snow Maiden” in the context of the mythopoetic worldview. Neophilology. 2021;7(26):297-307. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-26-297-307

Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)