Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Рецепция научного интернет-текста: экспериментальное исследование

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-940-958

Аннотация

Обсуждены результаты экспериментального исследования, цель которого – определить общие и частные принципы рецепции научного текста, размещённого в сети Интернет, с учётом группы коммуникативных и технологических факторов, среди кото- рых – возможности применения интерактивных элементов, управляющих вниманием и восприятием текста (аффордансов), и использование экстралингвистических элементов материала. С помощью комбинации методов – окулографического исследования, анализа пользовательского опыта (UX-наблюдение) и полуформализованного интервью – были получены данные о зонах внимания и структуре чтения пользователями научных интернет-статей, а также о тактиках взаимодействия с текстом и понимания его содержания в зависимости от наличия либо отсутствия аффордансов. В качестве испытуемых выступили читатели научных текстов, имеющие академические аффилиации и обладающие разным опытом взаимодействия с научными материалами. Сделан вывод о необходимости учёта двух групп данных в ходе изучения рецепции научного текста: зрительной фиксации на элементе текста / поведенческая реакция на него и вербальной репрезентации элемента текста во время интервью. Сформулированы предварительные выводы о закономерностях восприятия читателями научных интернет-статей в зависимости от технологической организации контекста.  В заключение сформулированы требования к организации основного этапа исследования. 

Об авторах

А. В. Белоедова
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Россия

Белоедова Анна Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85



Т. В. Дубровская
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»; ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
Россия

Дубровская Татьяна Викторовна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью; заведующая кафедрой «Английский язык»

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

440026, г. Пенза, ул. Красная, 40



Е. А. Кожемякин
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»; НИУ «Высшая школа экономики»
Россия

Кожемякин Евгений Александрович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью; директор центра развития научных компетенций Школы коммуникаций факультета креативных индустрий,

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20 



Я. И. Тяжлов
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Россия

Тяжлов Ян Игоревич, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85



Список литературы

1. Кресс Г. Социальная семиотика и вызовы мультимодальности // Политическая наука. 2016. № 3. С. 77-100. https://elibrary.ru/xcgbmf

2. Кожемякин Е.А., Дубровская Т.В. Научный интернет-текст как семиотический объект: постановка проблемы для мультимодального анализа // Динамика медиасистем. 2023. Т. 3. № 1. С. 163-171. https://elibrary.ru/oedial

3. Дементьев В.В. Жанры и цифровизация словесности (РИНЦ и РЖ) // Русские речевые жанры. М.: Изд. дом ЯСК, 2022. С. 729-735.

4. Качмазова А.У. Креолизованный текст как жанр интернет-дискурса // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2016. № 3 (23). С. 108-110. https://elibrary.ru/xbeuqp

5. Клушина Н.И., Барышева С.Ф., Николаева А.В., Малыгина Л.Е. Стилистические доминанты интернет-коммуникации // Актуальные проблемы стилистики. 2020. № 6. С. 136-144. https://elibrary.ru/kcaiyo

6. Тошович Б. Интернет-стилистика. М.: Флинта: Наука, 2015. 238 с.

7. Шуйская Ю.В. Структура текста в интернет-формате (на примере интернет-версии журналов «9 месяцев» и «Мама и малыш») // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 381-384. https://elibrary.ru/szlhzd

8. Ануфриева А.А., Горбунова Е.С. Аффордансы как часть процесса идентификации объекта в зрительном поиске // Российский психологический журнал. 2022. Т. 19. № 2. С. 188-200. https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.14, https://elibrary.ru/mdsvsu

9. Дзялошинский И.М. Аффордансы информационно-коммуникационного универсума, или Кто стоит за спиной массмедиа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021. Т. 26. № 1. С. 92-98. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-1-92-98, https://elibrary.ru/ynqurc

10. Зверева Е.А., Стрыгина О.А. Трансформация авторства в сетевых медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46). С. 123-132. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10416, https://elibrary.ru/klpujy

11. Степановских К.О. Влияние задачи и прошлого опыта на восприятие аффордансов // Психология познания: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. памяти Дж.С. Брунера / отв. ред. И.Ю. Владимиров, С.Ю. Коровкин. Ярославль: ООО «Филигрань», 2023. С. 305-309. https://elibrary.ru/eqwbhg

12. Христофорова Н.И. Адресованность в электронном научно-популярном тексте с невербальной составляющей // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 277-280. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00112, https://elibrary.ru/izumet

13. Человек и его дискурс – 6: дигитализация коммуникативных практик / отв. ред. М.Р. Желтухина. Москва; Волгоград: ООО «ПринТерра-Дизайн», 2020. 384 с. https://elibrary.ru/tpunfo

14. Бочарова А.В. Особенности симбиотических отношений вербальной и невербальной знаковых систем в контексте интернет-коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-2 (61). С. 56-60. https://elibrary.ru/wbcswj

15. Масланов Е.В., Фейгельман А.М. Неявное знание в интернет-коммуникации: интерфейс как механизм производства неявного знания // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 460. С. 77-83. https://doi.org/10.17223/15617793/460/9, https://elibrary.ru/zyjnax

16. Медведева А.Р. Аффордансы интерфейса культурно-просветительской журналистики (на примере сайта «Арзамас») // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 2 (40). С. 115-120. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10213, https://elibrary.ru/urjalc

17. Щекотуров А.В. Интерфейс социальных сетей как репрезентация культурных смыслов // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9. № 4. С. 43-53. https://doi.org/10.5922/2225-5346-2018-4-4, https://elibrary.ru/ypeyot

18. Трофимова О.В., Набиева Е.А. Исследование сетевого просветительского жанра на примере медиапроекта Newtonew // Медиалингвистика. 2018. Т. 5. № 3. С. 314-329. https://doi.org/10.21638/ spbu22.2018.305, https://elibrary.ru/ywwnzb

19. Самсонова А.А. Возражение в продвигающем научно-популярном гипермедиатексте // Коммуникация в современном мире: материалы Междунар. науч.-практ. конф. исследователей и преподавателей журналистики, рекламы и связей с общественностью. Ч. 1. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2023. С. 146-148. https://elibrary.ru/zdflts

20. Христофорова Н.И. Видеовербальный электронный научно-популярный текст как целостное информационное пространство // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 182-185. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2021.01.36, https://elibrary.ru/eoqhzn

21. Белоедова А.В., Кожемякин Е.А., Тяжлов Я.И. Влияние вербального комментария на интерпретацию визуального медиасообщения: мультимодальный подход // Медиалингвистика. 2020. Т. 7. № 4. С. 445-461. https://doi.org/10.21638/spbu22.2020.406, https://elibrary.ru/iltvyp


Рецензия

Для цитирования:


Белоедова А.В., Дубровская Т.В., Кожемякин Е.А., Тяжлов Я.И. Рецепция научного интернет-текста: экспериментальное исследование. Неофилология. 2023;9(4):940-958. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-940-958

For citation:


Beloedova A.V., Dubrovskaya T.V., Kozhemyakin E.A., Tyazhlov Ya.I. Reception of academic web texts: experimental study. Neophilology. 2023;9(4):940-958. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-940-958

Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)