Медиаобразовательный потенциал сатиры в цифровой среде: высмеивание достоверности
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-4-821-831
Аннотация
Новизна исследования обоснована необходимостью уточнения функционала сатиры в сетевых медиа. Представлен медиаобразовательный подход к изучению современных сатирических проектов. Такой подход открывает ещё один путь для исследования формирования у аудитории критического мышления. Предмет исследования медиапроекты, продолжающие миссию сатирических изданий в сетевую эпоху и построенные на намеренных фактических ошибках. Актуальность исследования обусловлена формулированием концепции, объясняющей природу функционирования медиа в современном мире, что позволяет соотнести профессиональные практики с научными теориями. Целью исследования является изучение медиаобразовательного потенциала сатиры в сетевых медиа, поиск адекватных характеристик феномена сетевой сатиры, что связано с расширением современной эмпирической базы. Для достижения цели исследования проанализированы сатирические проекты, высмеивающие собственную достоверность: ИА «Панорама», «Интерсакс», интернет-проект «РЫБИНСКonLine», сетевое издание “Fognews”, “The Onion”. К методам, использованным в ходе исследования, относится системный анализ, включающий сравнительный и текстологический подходы. Сформулированы выводы о том, что новости в указанных проектах представляют собой жанр пародийной сатиры и чаще всего имитируют типичные новостные шаблоны, реже индивидуальную манеру отдельных СМИ. Подобные сатирические публикации создаются по законам новостных текстов и содержат как достоверную, так и фейковую информацию, что создаёт своеобразную игру с читателем, в которой он должен стать фактчекером и самостоятельно провести анализ достоверности.
Ключевые слова
Об авторе
Е. А. ЗвереваРоссия
Зверева Екатерина Анатольевна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1975. 230 с.
2. Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2000. 93 с.
3. Юмашев Д.О. Сатира в сетевых аудиовизуальных СМИ: автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2016. 24 с.
4. Тертычный А.А. Современная сатирическая публицистика в Интернете: функции, содержание, жанры // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 4. С. 156-162. https://elibrary.ru/wxsjlv
5. Фёдоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015. 450 c.
6. Китаев А.С. Вирусные политики формируют телевизионную культуру // Медиаобразование как фактор оптимизации российского медиапространства / отв. ред. И.В. Жилавская, Т.Н. Владимирова. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. С. 231-235.
7. Фотиева И.В. Fake news в современном российском медиапространстве: цели создания, функции, механизмы трансляции // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 428-430. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-293-428-430
8. Лотман Ю.М. О динамике культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство СПБ», 2000. С. 647-661.
9. Шарончикова Л.В. Французская журналистика в 1944 1958 гг. (Временный режим и IV Республика). М.: Факультет журналистики МГУ, 2001. 135 с.
10. Бахтин M.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Языки славянских культур, 2008. Т. 4 (2). С. 7-516.
11. Жилавская И.В. Медиаобразование как новая старая функция СМИ // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 8. С. 66-79. https://www.elibrary.ru/zgzkqr
12. Полонский В. Сатира // Энциклопедия Кругосвет. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/SATIRA.html (дата обращения: 29.05.2022).
13. Зверева Е.А. Феномен фактчекинга в парадигме синергетики // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 1 (39). С. 68-80. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10107
14. Бейненсон В.А. Проверка достоверности информации в условиях новых медиа: проблемы и возможности // Журналистика в системе альтернативных источников информации: сб. материалов науч. конф. кафедры журналистики. Н. Новгород: Нижегород. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2017. С. 76-85.
15. Мамяко А. «У нас нет никаких интересов, кроме как поржать вместе с вами». О работе информагентства вымышленных новостей // Журналист. 2020. 28 авг. URL: https://jrnlst.ru/intersucks (дата обращения: 29.06.2022).
16. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. М.: Норинт, Рипол классик, 2008. 1534 с.
Рецензия
Для цитирования:
Зверева Е.А. Медиаобразовательный потенциал сатиры в цифровой среде: высмеивание достоверности. Неофилология. 2022;8(4):821-831. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-4-821-831
For citation:
Zvereva E.A. Media educational potential of satire in the digital environment: ridiculing credibility. Neophilology. 2022;8(4):821-831. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-4-821-831