Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Семантический потенциал рассказа Л. Андреева «Кусака»

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-294-303

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Исследование будет полезно не только лингвистам и литературоведам, но и учителям литературы, поскольку произведения Л. Андреева входят в школьную программу. Целью является выявление семантического потенциала рассказа Л. Андреева «Кусака». Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения для современной филологической науки художественных текстов Л. Андреева с точки зрения выявления способности единиц разного уровня, находящихся во взаимосвязи, выступать маркерами мифопоэтического кода.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Текст рассказа Л. Андреева «Кусака» представляет собой систему разноуровневых единиц, анализ которых способствует более глубокому проникновению в художественный замысел автора. Использованы как общенаучные, так и специальные лингвистические методы: метод лингвистического наблюдения и описания, этимологический, словообразовательный, ономастический, контекстуальный, стилистический и лингвокультурный виды анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Показано, что для художественного текста Л. Андреева характерна взаимосвязь единиц разного уровня, выявляющих мифопоэтическую основу рассказа, представленную оппозициями свой– чужой, свет–тьма, звук–тишина. Доминантами рассказа являются лексемы дом, двор, сад, солнце, мрак. Диминутивы, используемые автором при описании девушки и собаки, создают образ игрушки, которая интересна и желанна в настоящем, но может быть вследствие потери к ней интереса оставлена в будущем. Особую смысловую нагрузку имеют имена собственные (зоонимы Жучка, Кусака, Кусачка и антропонимы Лёля, Илюша, Догаевы) и их отсутствие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Как и в большинстве произведений Л. Андреева, в рассказе «Кусака», демонстрирующем борьбу света с мраком, представлен путь обретения (Кусака) и потери души (Лёля и другие люди, которых почему-то называют добрыми). Всё это происходит на фоне природной цикличности – зима–весна–лето–осень–… коррелируют с природными процессами рождения–развития–старости–смерти. Наступившая после отъезда людей, бросивших Кусаку, превратившуюся снова просто в безымянную собаку, беспросветно-тёмная ночь становится символом потерянной надежды, потерянного счастья. 

Об авторах

Е. О. Кузьминых
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»
Россия

КУЗЬМИНЫХ Елена Олеговна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации

394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84 



С. А. Скуридина
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»
Россия

СКУРИДИНА Светлана Анатольевна, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации

394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84 



Н. Б. Бугакова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»
Россия

БУГАКОВА Надежда Борисовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации

394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84 



Список литературы

1. Ячина Н.П., Давлатова М.М. Язык писателя и стилистика художественной речи как средства воспитания (на материале текстов художественных произведений Леонида Андреева) // Казанская наука. 2023. № 10. С. 206-208. https://elibrary.ru/cnuaei

2. Борисова В.В., Котовская Д.О. Библейские образы и мотивы в произведениях Ф.М. Достоевского и Л.Н. Андреева // Культура и текст. 2023. № 3 (54). С. 33-40. https://doi.org/10.37386/2305-4077-2023-333-40, https://elibrary.ru/djhisb

3. Гусева Т.К. Гармония и хаос: концепция экзистенциального человека Леонида Андреева // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2012. № 2. С. 14-26. https://elibrary.ru/pavbqv

4. Скуридина С.А., Кузьминых Е.О., Новикова М.В. Бинарные оппозиции в рождественском рассказе Л. Андреева «Ангелочек» // Проблемы исторической поэтики . 2023. Т. 21. № 3. С. 124-144. https://doi.org/10.15393/j9.art.2023.12722, https://elibrary.ru/pqexzu

5. Михеичева Е.А. Мотив воскрешения в творчестве Леонида Андреева // Проблемы исторической поэтики. 2017. Т. 15. № 1. С. 68-79. https://doi.org/10.15393/j9.art.2017.4201, https://elibrary.ru/xygssp

6. Ширванова Э.Н., Гаджиева Р.М. Индивидуалистические мотивы в творчестве Леонида Андреева (мотивы пессимизма, одиночества и бунта) // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2019. Т. 34. № 4. С. 19-24. https://doi.org/10.21779/2542-0313-201934-4-19-24, https://elibrary.ru/odxzmt

7. Ширванова Э.Н., Гаджиева Р.М. Образ Иуды Искариота в контексте канонического и апокрифического Евангелия в одноимённой повести Леонида Андреева // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. Т. 33. № 4. С. 50-58. https://doi.org/10.21779/2542-0313-2018-33-4-50-58, https://elibrary.ru/lqysog

8. Самойловский А.Л. Образ Иуды Искариота по каноническим и апокрифическим источникам // Наука. Общество. Оборона. 2020. Т. 8. № 3. Ст. 33. https://doi.org/10.24411/2311-1763-2020-10249, https://elibrary.ru/wbumpw

9. Подгорская А.В. Художественная «реконструкция» библейского образа Иуды в литературе XX века (Л. Андреев «Иуда Искариот» и М. Булгаков «Мастер и Маргарита») // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 2. С. 46-49. https://doi.org/10.18503/2658-3186-2021-5-2-45-48, https://elibrary.ru/brwxut

10. Хайрулина О.И., Монисова И.В. Драматургия Леонида Андреева в контексте европейского литерату рного процесса: анализ отечественных исследований // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2019. Т. 11. № 1. С. 140-147. https://doi.org/10.17072/2037-6681-2019-1-140147, https://elibrary.ru/gvqpcm

11. Титаренко С.Д. Творчество Леонида Андреева в зеркале символистской антропологи и и философии искусства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. № 1. С. 136-146. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.111, https://elibrary.ru/xrzfrz

12. Ильин В.В. К юбилею писателя: философские уроки Леонида Андреева // Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2. С. 69-84. https://doi.org/10.15643/libartrus-2021.2.1, https://elibrary.ru/ktyyhl

13. Исенова А.К. Рассказы Л.Н. Андреева «Бергамот и Гараська» и «Кусака» в школьном изучении // Молодой учёный. 2014. № 9 (68). С. 534-536. https://elibrary.ru/sfnxcx

14. Свирида И.И. Время сада // Знаки времени в славянской культуре: от барокко до авангарда: сб. ст. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2009. С. 181-194. https://elibrary.ru/odppbb


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Кузьминых Е.О., Скуридина С.А., Бугакова Н.Б. Семантический потенциал рассказа Л. Андреева «Кусака». Неофилология. 2024;10(2):294-303. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-294-303

For citation:


Kuzminykh E.O., Skuridina S.A., Bugakova N.B. Semantic potential of L. Andreev’s story “Kusaka”. Neophilology. 2024;10(2):294-303. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-294-303

Просмотров: 106


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)