Окказиональные слова с колоративной семантикой в поэзии Игоря Северянина
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-48-56
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Одним из известных поэтов XX века является основоположник эгофутуризма Игорь Северянин, чьѐ творчество отличается эпатажностью и склонностью к новизне. Колоративная лексика Игоря Северянина погружает в атмосферу тайны и загадки. Цель исследования – описание и интерпретация семантического поля колоративной лексики как особого компонента, формирующего специфику авторского цветового видения, отражѐнного в поэтической картине мира Игоря Северянина. Целесообразным представляется осмысление колоративных окказионализмов в лирике поэта, что недостаточно представлено в научной литературе.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Применяется метод лингвистического описания, сплошная выборка, метод авторской картотеки, использованы методы классификации и систематизации колоративных лексем.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Установлено, что лексика со значением цвета в творчестве Игоря Северянина носит не эпизодический характер, а является одной из характернейших черт его поэтики и отражает авторское мировидение, концепцию бытия и эмоциональные коннотации с помощью окказиональных прилагательных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выявлены доминантные цвета (лиловый и сиреневый) и специфика значений собственно авторских характеристик цветовой лексики, репрезентирующих поэтическое цветовое видение и почерк русского поэта; частеречные цветообозначения (имя прилагательное, имя существительное, глагол, наречие), среди которых особое место занимают сложные прилагательные. Окказиональные цветовые лексемы Игоря Северянина формируют особые семантические поля, объективирующие идиостиль русского поэта.
Об авторе
Г. Р. МамадалиеваУзбекистан
Мамадалиева Гульшана Равшановна - ассистент кафедры русского языка.
140104, Самарканд, Университетский б-р, 15
Список литературы
1. Гридина Т.А. Словесные эксперименты Игоря Северянина: игра в поле языковых возможностей // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2016. № 2. С. 83-95. https://elibrary.ru/whdsil
2. Анненкова Н.А., Ефанов А.А. Эволюция функционирования окказионализмов в поэзии И. Северянина (на материале сборников «Колье принцессы», «Ананасы в шампанском», «Классические розы» // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 5 (111). С. 54-57. https://elibrary.ru/msojmj
3. Никульцева В.В. К вопросу о лексической реализации концептов в неолексиконах Игоря-Северянина и Давида Бурлюка // Филологи земли Орловской: истоки и развитие направлений исследований: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием / под ред. Ж.А. Зубовой. Орѐл: Орл. гос. ун-т им. И.С. Тургенева, 2020. С. 223-235. https://elibrary.ru/hmaixd
4. Зиновьева Э.Н. Игорь-Северянин: эксперименты в области синтеза искусств // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2019. № 1 (85). С. 9-12. https://elibrary.ru/iejiwf
5. Шляхова Г.И. Авторское употребление лексемы «мечта» в художественных текстах Игоря-Северянина как лейтмотив идиостиля поэта // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2019. № 3. С. 44-48. https://elibrary.ru/udmzxd
6. Коршунова Т.Н. Поэтический «выдвиг» Игоря Северянина в контексте «серебряного века» русской литературы // Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований: сб. 2 Междунар. науч. конф. / отв. ред. Н.И. Степыкин. Курск: Юго-Запад. гос. ун-т, 2020. С. 154-162. https://elibrary.ru/rxtgcw
7. Ксёнжек А. Взаимодействие русской и французской культур в неологизмах Игоря Северянина // New World. New Language. New Thinking: материалы 3 Ежегодной междунар. науч.-практ. конф. М.: Дипломат. академия Мин-ва иностр. дел Рос. Фед., 2020. С. 558-565. https://elibrary.ru/nikhgp
8. Ли Ц. Деривационный потенциал цветообозначений в актах фраземообразования: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2022. 25 с. https://elibrary.ru/ffmazm
9. Карташова Ю.А. Функционально-семантическое цвето-световое поле в лирике Игоря Северянина: автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2004. 23 с. https://elibrary.ru/nnhkmt
10. Ан С.А., Костерина М.Г. Семантика цвета в художественном творчестве // Мир науки, культуры образования. 2014. № 4 (47). С. 278-282. https://elibrary.ru/sxzzkx
11. Лаенко Л.В. Лингвосемиотическая креативность в цветовом поле сферы fashion // Когнитивные исследования языка. 2023. № 3-1 (54). С. 641-646. https://elibrary.ru/lfkfqk
12. Останкович А.В., Бублик Е.В. Диалектика тождествa и различий в истории русского триолета // Гуманитарные и юридические исследования. 2017. № 1. С. 209-213. https://elibrary.ru/wdexsi
13. Огнева Е.А. Концепция когнитивного моделирования текстового художественного пространства // Вопросы когнитивной лингвистики. 2022. № 2. С. 37-49. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2022-2-37-49, https://elibrary.ru/wzgekm
14. Шарандин А.Л. Междисциплинарный характер оппозиционного метода // Неофилология. 2017. Т. 3. № 3 (11). С. 7-19. https://elibrary.ru/zssulh
15. Никульцева В.В. Деривационное гнездо как фундамент словотворчества русского футуризма (к постановке проблемы) // Теория и практика ономастических и дериватологических исследований / науч. ред. В.И. Супрун, С.В. Ильясова. Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2017. С. 372-382. https://elibrary.ru/ryubnj
Рецензия
Для цитирования:
Мамадалиева Г.Р. Окказиональные слова с колоративной семантикой в поэзии Игоря Северянина. Неофилология. 2024;10(1):48-56. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-48-56
For citation:
Mamadalieva G.R. Occasional words with colorative semantics in the poetry of Igor Severyanin. Neophilology. 2024;10(1):48-56. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-48-56