Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Эргонимы тематической группы «Образовательные учреждения» г. Набережные Челны

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-76-83

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе изучения имѐн собственных особое место отводится городским эргонимам, которые формируют городской ономастикон. Эргонимы, являясь неотъемлемой частью облика современного города, отражают не только лексическую и грамматическую системы языка, но и представляют научную ценность как дополнительный источник информации о социальной, культурной и исторической ситуации на определѐнной территории. Цель исследования – описать эргонимическое пространство г. Набережные Челны Республики Татарстан, которое включает и названия образовательных учреждений.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материал исследования – современные наименования образовательных учреждений из официального сайта справочника организаций города Набережные Челны 2023 г. Анализ фактического материала проводился на основе использования общелингвистических методов (структурный и описательный), а также использования элементов синхронного метода и анализа номинативной техники.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основной приѐм создания новых эргонимов заключается в символической номинации, которая выражена в номинации с применением метафоры и метонимии. Появление инновационных эргонимов в городском пространстве Набережные Челны в основном связано с появлением наименований на татарском языке, но с присутствием написания слов, восходящих к английскому языку и русским словам в английской транскрипции. Изучение городских эргономов проводилось в трѐх аспектах: анализ номинативного облика современного города, анализ тематических групп городского эргонимикона и выявление особенностей функционирования эргонимов в речи современных горожан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Названия различных детских и молодѐжных клубов служат неким атрибутом привлечения целевой аудитории. В основном средние общеобразовательные учреждения в городе Набережные Челны именуются определѐнным номером, но имеется ряд специализированных учреждений, которые имеют наименование на татарском языке, обозначающие суть данных школ. Городские названия учреждений дополнительного образования для представителей школьного возраста отражают русские наименования, многие из которых остались с советского прошлого. Онимизация осуществляется с применением метафорических компонентов с целью расширения семантической структуры слова, его функциональных возможностей, значимости эргонимической лексики в коммуникации.

Об авторе

И. А. Соколова
Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Россия

Соколова Инесса Альбертовна - старший преподаватель кафедры филологии.

423800, Республика Татарстан, Набережные Челны, просп. Мира, 68/19



Список литературы

1. Вепрева И.Т. Современный эргонимикон: в поиске новых форм выражения // Вопросы ономастики. 2019. Т. 16. № 4. С. 168-179. https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2019.16.4.051, https://elibrary.ru/nlqeas

2. Зеленина Т.И., Буторина Н.В. Коммуникативно-прагматический аспект эргонимов на материале русского языка // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2016. Т. 26. № 6. С. 50-53. https://elibrary.ru/xryqbn

3. Зуева Т.А., Околиздаева А.А. Прецедентные эргонимы как компонент ономастического пространства современного города // Linguistica Juvenis. 2021. С. 97-110. https://elibrary.ru/vsklue

4. Крыжановская В.А. Эргонимы с элементами графической трансформации: структурно-семантический и прагматический аспекты: дис. … канд. филол. наук. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2017. 241 с. https://elibrary.ru/ldmlid

5. Мархеева Т.В. Лингвомаркетинговый подход в изучении эргонимии (на материале эргонимов г. Улан-Удэ) // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2020. № 1. С. 52-56. https://elibrary.ru/ylccqy

6. Салимова Д.А. Лингвокреативные тенденции в оформлении современного эргонимикона: на материале наименований билингвальной Казани // Многоязычие в образовательном пространстве. 2023. Т. 15. № 2 (17). С. 203-208. https://doi.org/10.35634/2500-0748-2023-15-2-203-208, https://elibrary.ru/hbrple

7. Фейсханова Т.Р. Языковая игра как средство создания эргонимов // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3–6. С. 70-72. https://elibrary.ru/ykrkkx

8. Шавлюк В.Б. О структуре эргонима // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2019. № 6. С. 253-256. https://elibrary.ru/hmtmra

9. Ismagilova A.R., Palutina O.G., Pupyreva S.O., González J.M. Linguistic diversity of multicultural cities on the materials in Barcelona ergonyms // Utopia y Praxis Latinoamericana Universidad del Zulia. 2020. Vol. 25. P. 522-529. http://doi.org/10.5281/zenodo.3784912

10. Solnyshkina M.I. Ergonyms as a Mirror of Cultural Values // The Case of Kazan (Tatarstan) SGEM 2014 Scientific SubConference on Psychology and Psychiatry, Sociology and Healthcare, Education. Kazan, 2014. P. 295-302.

11. Felecan O., Bugheșiu A. Names and Naming: Multicultural Aspects. Cham: Palgrave Macmillan, 2021. 490 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-73186-1

12. Щербак А.С. Универсальное свойство урбанонимической категории // Неофилология. 2018. Т. 4. № 13. С. 5-11. https://elibrary.ru/yvlvop


Рецензия

Для цитирования:


Соколова И.А. Эргонимы тематической группы «Образовательные учреждения» г. Набережные Челны. Неофилология. 2024;10(1):76-83. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-76-83

For citation:


Sokolova I.A. Ergonyms of the thematic group “Educational institutions” of Naberezhnye Chelny. Neophilology. 2024;10(1):76-83. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-76-83

Просмотров: 197


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)