Вторичная оценочная категоризация воспитательной деятельности в английском языке
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-366-377
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрена вторичная оценочная категоризация воспитательной деятельности на материале английского языка. Вторичная оценочная категоризация опирается на уже сформированное знание, полученное опытным путём, которое является основой для процессов когнитивного моделирования, представленного метафорическими, метонимическими, метафтонимическими моделями и концептуальным сравнением. На основе выявленных типов моделирования, активизируемых в процессах вторичной оценочной категоризации воспитательной деятельности, формируется выводное знание оценочного типа в виде частных оценок различных аспектов воспитательной деятельности. Образный характер такого знания способствует усилению экспрессивного потенциала высказывания.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Методологической базой данного исследования выступает метод когнитивного моделирования, который позволяет осмыслить скрытые процессы формирования вторичного оценочного знания. В качестве материала для теоретического анализа были использованы труды отечественных и зарубежных учёных. Материалом для практического анализа послужили примеры, полученные методом сплошной выборки из корпусов (BNC, COCA). В качестве иллюстративного материала также использовались публицистические тексты, данные англоязычных словарей и информационные ресурсы сети Интернет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Установлено, что значимыми для наблюдателя оценками в процессах вторичной оценочной категоризации воспитательной деятельности являются этическая, нормативная, психологическая, утилитарная и телеологическая оценки. В качестве объектов оценки выступают характеристики концепта UPBRINGING. Определено, что метафорическое моделирование характеризуется наибольшим потенциалом в формировании вторичного оценочного знания, так как в процессе такого моделирования внимание наблюдателя фокусируется на большем количестве аспектов воспитательной деятельности, и реализуется наибольшее количество типов оценки по сравнению с другими когнитивными моделями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Перспектива исследования заключается в возможности использования полученных результатов при исследовании вторичной оценочной категоризации других объектов и при изучении процессов когнитивного моделирования в формировании оценки.
Об авторе
Е. А. ФинаеваРоссия
ФИНАЕВА Елизавета Андреевна, кандидат филологических наук, ассистент кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: курс лекций. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2021. 236 с. https://elibrary.ru/fsskuz
2. Фурс Л.А. Когнитивная основа интерпретации мира в синтаксисе // Когнитивные исследования языка. 2016. № 25. С. 784-789. https://doi.org/10.20916/2071-9639-2016-25-784-789, https://elibrary.ru/wisecf
3. Болдырев Н.Н. Оценочная концептуализация как фактор развития языковой картины мира // Александровский сборник: сб. науч. ст. к юбилею д-ра филол. наук, проф. О.В. Александровой / ред. А.А. Липгарт, Е.О. Менджерицкая, Е.В. Михайловская, И.Н. Фомина. М.: Наука, 2022. С. 46-57. https://elibrary.ru/xacrke
4. Вольф Е.М. Оценочное значение и соотношение признаков «хорошо/плохо» // Вопросы языкознания. 1986. № 5. С. 98-99. URL: https://vja.ruslang.ru/archive/1986-5.pdf
5. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт. М.: Наука, 1988. 339 с.
6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998. 895 с.
7. Столяр Е.Д. Формирование смыслов оценочного характера в языке // Вопросы когнитивной лингвистики. 2019. № 2. С. 41-48. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2019-2-41-48, https://elibrary.ru/zbmwmp
8. Болдырев Н.Н. Интерпретирующая функция вторичных структур в языковой картине мира // Когнитивные исследования языка. 2022. № 1 (48). С. 19-79. https://elibrary.ru/orjokc
9. Магировская О.В. Антропоцентричность концептуальной организации языка // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2006. № 3. С. 53-56. https://elibrary.ru/jxvdzx
10. Фурс Л.А. Вторичная репрезентация знаний в английском синтаксисе // Когнитивные исследования языка. 2022. № 1 (48). С. 273-288. https://elibrary.ru/mswaos
11. Фурс Л.А. Регулирующая функция оценочных категорий // Когнитивные исследования языка. 2016. № 24. С. 657-665. https://doi.org/10.20916/2071-9639-2016-24-657-665, https://elibrary.ru/wwrgcz
12. Фурс Л.А. Когниция и когнитивный динамизм // Вопросы когнитивной лингвистики. 2021. № 3. С. 52-58. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2021-3-52-58, https://elibrary.ru/ltyqvq
13. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с. URL: https://www.livelib.ru/book/1002920071-metafory-kotorymi-my-zhivem-dzhordzh-lakoff
14. Черкасова А.А. К вопросу о метафоризации как механизме познания // Когнитивные исследования языка. 2021. № 3 (46). С. 92-96. https://elibrary.ru/yzawxi
15. Kоvecses Z. Where Metaphors Come From. Oxford: Oxford University Press, 2015. 232 p.
16. Kоvecses Z. Metaphor: A practical introduction. Oxford: Oxford University Press, 2010. 400 p.
17. Goossens L. Metaphtonymy: The interaction of metaphor and metonymy in expressions of linguistic action. Cognitive Linguistics. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 1990. P. 323-340. https://doi.org/10.1515/cogl.1990.1.3.323
18. Фурс Л.А., Финаева Е.А. Формирование оценочного знания о воспитательной деятельности в совре- менном английском языке // Неофилология. 2021. Т. 7. № 28. С. 626-635. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-626-635, https://elibrary.ru/mjahkk
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Финаева Е.А. Вторичная оценочная категоризация воспитательной деятельности в английском языке. Неофилология. 2024;10(2):366-377. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-366-377
For citation:
Finaeva E.A. Secondary evaluative categorization of educational activities in English. Neophilology. 2024;10(2):366-377. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-366-377