Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Вторичная оценочная категоризация воспитательной деятельности в английском языке

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-366-377

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрена вторичная оценочная категоризация воспитательной деятельности на материале английского языка. Вторичная оценочная категоризация опирается на уже сформированное знание, полученное опытным путём, которое является основой для процессов когнитивного моделирования, представленного метафорическими, метонимическими, метафтонимическими моделями и концептуальным сравнением. На основе выявленных типов моделирования, активизируемых в процессах вторичной оценочной категоризации воспитательной деятельности, формируется выводное знание оценочного типа в виде частных оценок различных аспектов воспитательной деятельности. Образный характер такого знания способствует усилению экспрессивного потенциала высказывания.

МАТЕРИАЛЫ  И МЕТОДЫ. Методологической базой данного исследования выступает метод когнитивного моделирования, который позволяет осмыслить скрытые процессы формирования вторичного оценочного знания. В качестве материала для теоретического анализа были использованы труды отечественных и зарубежных учёных. Материалом для практического анализа послужили примеры, полученные методом сплошной выборки из корпусов (BNC, COCA). В качестве иллюстративного материала также использовались публицистические тексты, данные англоязычных словарей и информационные ресурсы сети Интернет. 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Установлено, что значимыми для наблюдателя оценками в процессах вторичной оценочной категоризации воспитательной деятельности являются этическая, нормативная, психологическая, утилитарная и телеологическая оценки. В качестве объектов оценки выступают характеристики концепта UPBRINGING. Определено, что метафорическое моделирование характеризуется наибольшим потенциалом в формировании вторичного оценочного знания, так как в процессе такого моделирования внимание наблюдателя фокусируется на большем количестве аспектов воспитательной деятельности, и реализуется наибольшее количество типов оценки по сравнению с другими когнитивными моделями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Перспектива исследования заключается в возможности использования полученных результатов при исследовании вторичной оценочной категоризации других объектов и при изучении процессов когнитивного моделирования в формировании оценки.  

Об авторе

Е. А. Финаева
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»
Россия

ФИНАЕВА Елизавета Андреевна, кандидат филологических наук, ассистент кафедры зарубежной филологии и прикладной лингвистики

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33  



Список литературы

1. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: курс лекций. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2021. 236 с. https://elibrary.ru/fsskuz

2. Фурс Л.А. Когнитивная основа интерпретации мира в синтаксисе // Когнитивные исследования языка. 2016. № 25. С. 784-789. https://doi.org/10.20916/2071-9639-2016-25-784-789, https://elibrary.ru/wisecf

3. Болдырев Н.Н. Оценочная концептуализация как фактор развития языковой картины мира // Александровский сборник: сб. науч. ст. к юбилею д-ра филол. наук, проф. О.В. Александровой / ред. А.А. Липгарт, Е.О. Менджерицкая, Е.В. Михайловская, И.Н. Фомина. М.: Наука, 2022. С. 46-57. https://elibrary.ru/xacrke

4. Вольф Е.М. Оценочное значение и соотношение признаков «хорошо/плохо» // Вопросы языкознания. 1986. № 5. С. 98-99. URL: https://vja.ruslang.ru/archive/1986-5.pdf

5. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт. М.: Наука, 1988. 339 с.

6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998. 895 с.

7. Столяр Е.Д. Формирование смыслов оценочного характера в языке // Вопросы когнитивной лингвистики. 2019. № 2. С. 41-48. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2019-2-41-48, https://elibrary.ru/zbmwmp

8. Болдырев Н.Н. Интерпретирующая функция вторичных структур в языковой картине мира // Когнитивные исследования языка. 2022. № 1 (48). С. 19-79. https://elibrary.ru/orjokc

9. Магировская О.В. Антропоцентричность концептуальной организации языка // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2006. № 3. С. 53-56. https://elibrary.ru/jxvdzx

10. Фурс Л.А. Вторичная репрезентация знаний в английском синтаксисе // Когнитивные исследования языка. 2022. № 1 (48). С. 273-288. https://elibrary.ru/mswaos

11. Фурс Л.А. Регулирующая функция оценочных категорий // Когнитивные исследования языка. 2016. № 24. С. 657-665. https://doi.org/10.20916/2071-9639-2016-24-657-665, https://elibrary.ru/wwrgcz

12. Фурс Л.А. Когниция и когнитивный динамизм // Вопросы когнитивной лингвистики. 2021. № 3. С. 52-58. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2021-3-52-58, https://elibrary.ru/ltyqvq

13. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с. URL: https://www.livelib.ru/book/1002920071-metafory-kotorymi-my-zhivem-dzhordzh-lakoff

14. Черкасова А.А. К вопросу о метафоризации как механизме познания // Когнитивные исследования языка. 2021. № 3 (46). С. 92-96. https://elibrary.ru/yzawxi

15. Kоvecses Z. Where Metaphors Come From. Oxford: Oxford University Press, 2015. 232 p.

16. Kоvecses Z. Metaphor: A practical introduction. Oxford: Oxford University Press, 2010. 400 p.

17. Goossens L. Metaphtonymy: The interaction of metaphor and metonymy in expressions of linguistic action. Cognitive Linguistics. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 1990. P. 323-340. https://doi.org/10.1515/cogl.1990.1.3.323

18. Фурс Л.А., Финаева Е.А. Формирование оценочного знания о воспитательной деятельности в совре- менном английском языке // Неофилология. 2021. Т. 7. № 28. С. 626-635. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-28-626-635, https://elibrary.ru/mjahkk


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Финаева Е.А. Вторичная оценочная категоризация воспитательной деятельности в английском языке. Неофилология. 2024;10(2):366-377. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-366-377

For citation:


Finaeva E.A. Secondary evaluative categorization of educational activities in English. Neophilology. 2024;10(2):366-377. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-2-366-377

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)