Полемичность политического дискурса в региональном интернет-пространстве
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-2-358-368
Аннотация
Система средств массовой информации XXI века существенно отличается от той, которая была на рубеже веков. Массмедиа претерпели значительные изменения, что связано в большей степени с возросшими техническими возможностями как отправителей медиаконтента, так и его получателей. Значительные объёмы оперативной информации в таких условиях передаются через интернет-СМИ, которые в условиях конвергенции сочетают в себе возможности печатных изданий, теле- и радиоканалов. Значительный пласт актуальной информации на различные темы передаётся через социальные сети. Рассмотрена актуальность политического дискурса в интернет-пространстве региона. Выбор проблематики проанализированных в работе материалов продиктован неизменной актуальностью политического дискурса в современных массмедиа. Целью исследования стало всестороннее изучение предположения о том, что материалы на политическую тему обладают значительным потенциалом для побуждения массовой аудитории к диалогу; при этом часто вокруг подобных материалов организуется полемика между различными пользователями социальных сетей. Изучен алгоритм ведения полемики в социальных сетях, выявлена её востребованность у аудитории пользователей в регионе. Эмпирическую базу исследования составили паблики в социальных сетях, пользующиеся популярностью у жителей Тамбовской области. Кроме того, обращается внимание на аккаунты глав других регионов ЦентральноЧерноземного региона – Белгородской, Воронежской, Курской областей. При отборе материалов для анализа использовался метод сплошной выборки, при этом ключевым критерием для отбора текстов стали популярность интернет-пабликов и наличие значительного числа реакций на материалы, выражаемых доступными пользователям средствами (вербальными и невербальными). В результате исследования выявлена высокая степень популярности политического дискурса в социальных сетях у региональной аудитории, её активность в обсуждении медиаматериалов. Установлено, что значительная часть таких публикаций сопровождается полемикой в социальных сетях, в развитии которой участвуют как авторы публикаций, так и (в большей степени) массовая аудитория читателей. Сделан вывод о том, что паблики в социальных сетях могут способствовать росту рейтингов политических лидеров, укреплению их позиций и, как следствие, росту доверия аудитории электората.
Ключевые слова
Об авторе
С. В. ГуськоваРоссия
Гуськова Светлана Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Страхов Н.Н. НѢЧТО О ПОЛЕМИКѢ (Письмо въ редакцiю «Времени») // PHILOLOG.RU. Петрозаводский университет. Web-лаборатория Института филологии. Кафедра классической филологии, русской литературы и журналистики. URL: https://philolog.petrsu.ru/filolog/vremja/1861/AUGUST/polem.htm (дата обращения: 12.11.2021).
2. Гуськова С.В., Балабанова Ю.Р. Позиция автора и полемический контент общественно-политического интернет-издания «Общая газета.RU» // Огарёв-Online. 2015. № 19 (60).
3. Нечаев Д.Н. Информационные аспекты деятельности политических акторов в современной России: инструменты, модели, PR-технологии: сб. науч. тр. / под ред. Д.Н. Нечаева, Е.С. Селивановой. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2012. 332 с.
4. Белоусов А.Б. Эдвард Бернейс: от манипуляции общественным мнением к инженерии согласия // ПОЛИС. Политические исследования. 2012. № 4. С. 143-148.
5. Лысенко А.С. Политическая пропаганда как неотъемлемая часть политической системы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Новосибирск: Центр развития научного сотрудничества, 2016. № 49 (1). С. 103-106.
6. Кравцов Д.Н. Политическая пропаганда как феномен социально-политической реальности // Антропос: Логос и Теос. 2019. № 5. С. 196-216.
7. Демченко П.Н., Шаталина И.Н. Речевая агрессия в интернет-коммуникации как форма политической полемики и пропаганды // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа: сб. материалов науч.-практ. конф. / сост. и науч. ред. Н.Г. Кривуля. М., 2019. С. 86-96.
8. Плотникова С.Н. Политик как конструктор дискурса реагирования // Политический дискурс в России: святые без житий: материалы постоянно действующего семинара. М.: МАКС Пресс, 2005. Вып. 8. С. 22-26.
9. Плотникова С.Н., Домышева С.А. Политическое дискурсивное пространство: принципы структурирования // Политическая лингвистика. 2009. № 1 (27). С. 104-109.
10. Гальчук Д.С. Понятие «дискурс реагирования» в современной политической интернет-коммуникации: определение и свойства // Политическая лингвистика. 2020. № 5 (83). С. 48-53.
Рецензия
Для цитирования:
Гуськова С.В. Полемичность политического дискурса в региональном интернет-пространстве. Неофилология. 2022;8(2):358-368. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-2-358-368
For citation:
Guskova S.V. Polemical nature of political discourse in the regional Internet space. Neophilology. 2022;8(2):358-368. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-2-358-368