Речевые стратегии и тактики, применяемые участниками современных образовательных вебинаров
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-499-508
Аннотация
Проанализированы тексты современных образовательных вебинаров с целью выявления основных речевых стратегий и тактик, которыми пользуются их участники. Отмечено, что жанр образовательного вебинара приобрѐл в последнее время значительную актуальность в связи с широким распространением дистанционного формата обучения. Выявлено, что речевые стратегии и тактики, к которым прибегают спикеры вебинаров, ориентированы на установление тесного интеллектуального, эмоционального и психологического контакта с адресатами вебинаров. В связи с этим основными речевыми стратегиями на вебинарах становятся стратегии информирования, императивности и кооперации. Для спикера вебинара важно дать слушателям точную и проверенную информацию, организовать еѐ восприятие и создать на вебинаре атмосферу сотрудничества, совместной деятельности. Участниками вебинаров используются стратегии аргументирования, положительной презентации, самопрезентации, завоевания авторитета, «управления дистанцией», комического воздействия и др. В рамках используемых стратегий участники образовательных вебинаров прибегают к конструктивным речевым тактикам, таким как тактика ссылки на имеющиеся у адресата знания, тактика изображения, тактика установления речевого контакта, тактика пошагового объяснения, а также тактики интеграции, демонстрации открытости и заинтересованности, полезной информации, апелляции к авторитету, самопродвижения и др. Деструктивные стратегии и тактики в построении жанра образовательного вебинара оказываются практически не задействованными.
Об авторе
М. Н. КрыловаРоссия
Крылова Мария Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков
347740, Ростовская обл., г. Зерноград, ул. Ленина, 21
Список литературы
1. Черняков А.Н. Теоретико-методологические основания исследования Интернет // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 8 (63). С. 207-216. https://elibrary.ru/nfihxn
2. Двойнина Е.В. Речевая манипуляция в новостном интернет-дискурсе (на примере интернет-сайтов CNN.com International и Lenta.ru) // Языки в современном мире: материалы 10 Междунар. конф. М.: КДУ, 2012. С. 185-190. https://elibrary.ru/pwckmn
3. Teneva E.V. The halo effect in the political discourse of the english-language online media // Russian Linguistic Bulletin. 2020. № 3 (23). С. 106-109. https://doi.org/10.18454/RULB.2020.23.3.9, https://elibrary.ru/ojzpsy
4. Яковлюк A.A. Словообразовательные и морфологические особенности языковых средств интернетдискурса // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 4. С. 1458-1462. https://elibrary.ru/tjlscp
5. Патрушева Л.С. Коммуникативные конвенции интернет-форума // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2014. № 2. С. 93-98. https://elibrary.ru/pwzvqt
6. Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Образовательный вебинар как форма организации учебного процесса в высшей школе // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 3. С. 63-65. https://elibrary.ru/ynfkmp
7. Моногарова А.Г., Багиян А.Ю. Прагматические макроструктуры дискурсивного пространства сферы деятельности педагога-преподавателя иностранных языков (на материале жанра «обучающий вебинар») // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сб. науч. тр. Орѐл: ОРИК, 2020. С. 193-207. https://elibrary.ru/ksaane
8. Чжоу С., Бузальская Е.В. Характеристики речевого жанра «вебинар», связанные со спецификой интернет-коммуникации // Русский язык как иностранный и методика его преподавания. 2021. № 32. С. 79-85. https://elibrary.ru/jakqoi
9. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: ЛКИ, 2008. 288 с.
10. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М., 2002. 216 с.
11. Баранов А.Н., Ерохина Л.А. Унижение и оскорбление в дискурсивном измерении // Политическая лингвистика. 2020. № 3 (81). С. 162-170. https://doi.org/10.26170/pl20-03-16, https://elibrary.ru/aolfnf
12. Мельник Н.В., Митякина О.В. Стратегия дискредитации власти в интернет-комментариях к публикациям мэров Нью-Йорка и Лондона // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 4 (88). С. 1051-1059. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1051-1059, https://elibrary.ru/iewhqp
13. Никитина Е.Н., Онипенко Н.К. Семантика и прагматика высказываний с эмотивными предикатами // Сибирский филологический журнал. 2022. № 2. С. 271-285. https://doi.org/10.17223/18137083/79/19, https://elibrary.ru/rfgdgb
14. Крылова М.Н. Речевые стратегии и речевые тактики жанра вебинара (на примере анализа одного вебинара) // Stephanos. 2022. № 3 (53). С. 28-37. https://doi.org/10.24249/2309-9917-2022-53-3-28-37, https://elibrary.ru/kwwegt
15. Хутыз И.П., Подшибякина А.А. Коммуникативные стратегии в дискурсе вебинара // Германистика в современном научном пространстве: материалы 8 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Белокопытова. Краснодар: КГУ, 2022. С. 190-199. https://elibrary.ru/ysdimc
Рецензия
Для цитирования:
Крылова М.Н. Речевые стратегии и тактики, применяемые участниками современных образовательных вебинаров. Неофилология. 2023;9(3):499-508. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-499-508
For citation:
Krylova M.N. Speech strategies and tactics used by participants in modern educational webinars. Neophilology. 2023;9(3):499-508. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-499-508