Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Речевые стратегии и тактики, применяемые участниками современных образовательных вебинаров

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-499-508

Аннотация

Проанализированы тексты современных образовательных вебинаров с целью выявления основных речевых стратегий и тактик, которыми пользуются их участники. Отмечено, что жанр образовательного вебинара приобрѐл в последнее время значительную актуальность в связи с широким распространением дистанционного формата обучения. Выявлено, что речевые стратегии и тактики, к которым прибегают спикеры вебинаров, ориентированы на установление тесного интеллектуального, эмоционального и психологического контакта с адресатами вебинаров. В связи с этим основными речевыми стратегиями на вебинарах становятся стратегии информирования, императивности и кооперации. Для спикера вебинара важно дать слушателям точную и проверенную информацию, организовать еѐ восприятие и создать на вебинаре атмосферу сотрудничества, совместной деятельности. Участниками вебинаров используются стратегии аргументирования, положительной презентации, самопрезентации, завоевания авторитета, «управления дистанцией», комического воздействия и др. В рамках используемых стратегий участники образовательных вебинаров прибегают к конструктивным речевым тактикам, таким как тактика ссылки на имеющиеся у адресата знания, тактика изображения, тактика установления речевого контакта, тактика пошагового объяснения, а также тактики интеграции, демонстрации открытости и заинтересованности, полезной информации, апелляции к авторитету, самопродвижения и др. Деструктивные стратегии и тактики в построении жанра образовательного вебинара оказываются практически не задействованными. 

Об авторе

М. Н. Крылова
ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»
Россия

Крылова Мария Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков

347740, Ростовская обл., г. Зерноград, ул. Ленина, 21 



Список литературы

1. Черняков А.Н. Теоретико-методологические основания исследования Интернет // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 8 (63). С. 207-216. https://elibrary.ru/nfihxn

2. Двойнина Е.В. Речевая манипуляция в новостном интернет-дискурсе (на примере интернет-сайтов CNN.com International и Lenta.ru) // Языки в современном мире: материалы 10 Междунар. конф. М.: КДУ, 2012. С. 185-190. https://elibrary.ru/pwckmn

3. Teneva E.V. The halo effect in the political discourse of the english-language online media // Russian Linguistic Bulletin. 2020. № 3 (23). С. 106-109. https://doi.org/10.18454/RULB.2020.23.3.9, https://elibrary.ru/ojzpsy

4. Яковлюк A.A. Словообразовательные и морфологические особенности языковых средств интернетдискурса // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 4. С. 1458-1462. https://elibrary.ru/tjlscp

5. Патрушева Л.С. Коммуникативные конвенции интернет-форума // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2014. № 2. С. 93-98. https://elibrary.ru/pwzvqt

6. Гладкова М.Н., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Образовательный вебинар как форма организации учебного процесса в высшей школе // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 3. С. 63-65. https://elibrary.ru/ynfkmp

7. Моногарова А.Г., Багиян А.Ю. Прагматические макроструктуры дискурсивного пространства сферы деятельности педагога-преподавателя иностранных языков (на материале жанра «обучающий вебинар») // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сб. науч. тр. Орѐл: ОРИК, 2020. С. 193-207. https://elibrary.ru/ksaane

8. Чжоу С., Бузальская Е.В. Характеристики речевого жанра «вебинар», связанные со спецификой интернет-коммуникации // Русский язык как иностранный и методика его преподавания. 2021. № 32. С. 79-85. https://elibrary.ru/jakqoi

9. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: ЛКИ, 2008. 288 с.

10. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М., 2002. 216 с.

11. Баранов А.Н., Ерохина Л.А. Унижение и оскорбление в дискурсивном измерении // Политическая лингвистика. 2020. № 3 (81). С. 162-170. https://doi.org/10.26170/pl20-03-16, https://elibrary.ru/aolfnf

12. Мельник Н.В., Митякина О.В. Стратегия дискредитации власти в интернет-комментариях к публикациям мэров Нью-Йорка и Лондона // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 4 (88). С. 1051-1059. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1051-1059, https://elibrary.ru/iewhqp

13. Никитина Е.Н., Онипенко Н.К. Семантика и прагматика высказываний с эмотивными предикатами // Сибирский филологический журнал. 2022. № 2. С. 271-285. https://doi.org/10.17223/18137083/79/19, https://elibrary.ru/rfgdgb

14. Крылова М.Н. Речевые стратегии и речевые тактики жанра вебинара (на примере анализа одного вебинара) // Stephanos. 2022. № 3 (53). С. 28-37. https://doi.org/10.24249/2309-9917-2022-53-3-28-37, https://elibrary.ru/kwwegt

15. Хутыз И.П., Подшибякина А.А. Коммуникативные стратегии в дискурсе вебинара // Германистика в современном научном пространстве: материалы 8 Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Белокопытова. Краснодар: КГУ, 2022. С. 190-199. https://elibrary.ru/ysdimc


Рецензия

Для цитирования:


Крылова М.Н. Речевые стратегии и тактики, применяемые участниками современных образовательных вебинаров. Неофилология. 2023;9(3):499-508. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-499-508

For citation:


Krylova M.N. Speech strategies and tactics used by participants in modern educational webinars. Neophilology. 2023;9(3):499-508. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-499-508

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)