Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Развитие традиции «зуллисонайн» в таджикской поэзии современного Узбекистана

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-634-643

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. В узбекском литературоведении для поэзии, созданной на двух языках, используется термин «зуллисонайн». В своё время Алишер Навои был ярким образцом такого творчества. Актуальность исследования обусловлена её связью с развитием этой литературной традиции в творчестве современных узбекских поэтов. В настоящее время поэтическая техника «зуллисонайн» стихотворений поэтов-билингвов вносит заметный вклад в укрепление литературных связей и развитие таджикской литературы в современном Узбекистане. Цель исследования состоит в выявлении значимости творчества таджикских поэтов в развитии техники «зуллисонайн» как литературного явления, сложившегося ещё в средние века и дошедшего до наших дней, которое является символом литературной дружбы.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. С помощью историко-описательного, сравнительного и аналитического методов описана специфическая особенность современной литературной жизни в Узбекистане. Материалом исследования послужили произведения известных поэтов, жизнью и творчеством связанных с современным Узбекистаном.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ фактического материала показал, что в творчестве поэтов билингвов, которые пишут стихотворения на персидско-таджикском и узбекском языках, активно развивается традиция «зуллисонайн», особенно после обретения независимости Республики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Поэтический стиль «зуллисонайн», как показатель традиций национальной литературы, является символом литературной и культурной дружбы таджикского и узбекского народов, живущих в гармонии на земле, и показателем творческого обогащения обоих народов, что находит отражение в таких феноменах современной литературы, как литературный билингвизм, поэтическая языковая личность.

Об авторе

Д. Ф. Хазраткулиён
Самаркандский государственный университет им. Шарофа Рашидова
Узбекистан

Хазраткулиён Дилшодаи Фарходзод, доцент кафедры Таджикской филологии и языков Восточного зарубежья

 140104, Республика Узбекистан, г. Самарканд, Университетский б-р, 15 



Список литературы

1. Собиров Э.К. Гулчин избранные статьи по таджикской лексикологии, сборник научных статей. М.: Ин-т языкознания РАН, 2021. 354 с.

2. Кадымова Д.Р. Отражение ономакультурологических знаний в произведениях Алишера Навои // Неофилология. 2022. Т. 8. № 4. С. 869-874. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-4-878-883, https://elibrary.ru/jmhluo

3. Курбонов Б.Ч. О переводе тазкиры «Мажолис ун-нафоис» на язык дари // Международный журнал искусство слова. 2022. Т. 5. № 5. С. 147-151. https://doi.org/10.5281/zenodo.7038251

4. Эшонкулова С.И. Роль кокандской литературной среды в развитии творчества Нодиры // Экономика и социум. 2022. № 2. С. 1077-1082. https://doi.org/10.46566/2225-1545_2022_2_93_1077, https://elibrary.ru/npbblv

5. Орехова Е.Н. Субъективная модальность научных произведений Л.В. Щербы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2021. № 5. С. 36-46. https://doi.org/10.18384/2310-7278-2021-5-36-46, https://elibrary.ru/untbvl

6. Насруллаева М. Социальные и философские аспекты билингвизма на основе английского, русского, и узбекского языков // Общество и инновации. 2022. Т. 3. № 5/S. С. 235-238. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol3-iss5/S-pp235-238

7. Камитова А.В. Феномен художественного билингвизма в удмуртской литературе (на примере творчества Г.Е. Верещагина) // Этническая культура. 2022. Т. 4. № 4. С. 34-38. https://doi.org/10.31483/r-104032, https://elibrary.ru/rncmqp

8. Мазанаев М.Н. И.С. Тургенев и двуязычие // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. Т. 33. №. 4. С. 32-38. https://doi.org/10.21779/2542-0313-2018-33-4-32-38, https://elibrary.ru/uysmdm

9. Хухуни Г.Т. Литературный билингвизм: прошлое и настоящее // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: вопросы образования: языки и специальность. 2018. Т. 15. № 2. С. 277-288. https://doi.org/10.22363/2312-8011-2018-15-2-277-288, https://elibrary.ru/xoirat

10. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.

11. Чумак-Жунь И.И. Когнитивно-прагматические особенности поэтической картины мира и поэтической языковой личности // Когнитивные исследования языка. 2017. № 30. С. 661-664. https://elibrary.ru/zmqivr

12. Бабенко Л.Г., Романова М.А. Чувство любви в метафорическом пространстве русского языка: основные проекции и модели // Вопросы когнитивной лингвистики. 2024. № 1. С. 17-28. https://doi.org/10.20916/1812-3228-2024-1-17-28, https://elibrary.ru/oedsid

13. Шаховский В.И. Экология языка и человека в меняющемся мире // Неофилология. 2020. Т. 6. № 22. С. 217-225. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2020-6-22-217-225, https://elibrary.ru/macwou

14. Щирова И.А. К проблеме активных начал интерпретации // Когнитивные исследования языка. 2023. № 3-2 (54). С. 811-815. https://elibrary.ru/cpjtik

15. Расулова З.Х. Роль и значение таджикско-узбекских литературных связей в период государственной независимости // Вестник таджикского национального университета. Серия филологических наук. 2021. № 4. С. 221-228. https://elibrary.ru/xtsvbs


Рецензия

Для цитирования:


Хазраткулиён Д.Ф. Развитие традиции «зуллисонайн» в таджикской поэзии современного Узбекистана. Неофилология. 2024;10(3):634-643. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-634-643

For citation:


Hazratkuliyon D.F. Development of the tradition of “zullisoinayn” in Tajik poetry of modern Uzbekistan. Neophilology. 2024;10(3):634-643. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-634-643

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)