Культурный код Ростова-на-Дону в сознании аудитории СМИ
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-681-689
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Исследование обращено к культурному коду как к современному механизму формирования системы ценностей в средствах массовой информации. Целью исследования стало определение культурного кода города Ростова-на-Дону, который формируется региональными СМИ, а также выявление ряда концептов культурного кода, закрепившихся в сознании общества.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В ходе анализа поставленного вопроса были использованы такие методы исследования, как описание, систематизация, опрос. Эмпирическую базу исследования составили региональные интернет-СМИ: 161.ru, Rostovgazeta.ru, Donday.ru, Rostov.rbc.ru и Donnews.ru.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В работе систематизированы научные исследования в области понимания термина «культурный код», а также сформулированы основные элементы культурного кода, на основе чего охарактеризован «культурный код» как сложившийся под воздействием определённой культуры набор стереотипов в сознании группы людей, представляющий собой единый комплекс понятий и смыслов, которые помогают человеку идентифицировать друг друга в пределах определённой территории; проведён опрос аудитории СМИ Ростовской области, в результате чего определены основные характеристики культурного кода Ростова-на-Дону в понимании горожан; проанализирован контент региональных СМИ, формирующий культурный код города; с помощью сравнительного метода сопоставлены элементы культурного кода, которые существуют в сознании аудитории, и те, которые транслируют СМИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В результате проведённого опроса было определено, что 80 % респондентов считают, что Ростов-на-Дону нуждается в корректировке или обновлении культурного кода. Результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего изучения динамики культурных изменений и их отражения в региональном медиапространстве.
Об авторах
А. В. МухаРоссия
Муха Анжела Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики
344002, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69
Н. И. Федосеева
Россия
Федосеева Наталья Игоревна, доцент кафедры журналистики
344002, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69
Список литературы
1. Омарова Л.Б. Роль современных коммуникативных практик в формировании ценностной основы общества // Общество: философия, история, культура. 2022. № 10 (102). С. 59-65. https://doi.org/10.24158/fik.2022.10.9, https://elibrary.ru/gcxfsg
2. Сельдинова Д.О. Мифотворчество потребительской культуры как способ философского осознания человеческого бытия // Социология. 2023. № 5. С. 214-219. https://elibrary.ru/youlmu
3. Кушнерук С.Л. Городская жизнь сквозь линзу локальной прессы: анализ фреймов // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4 (42). С. 140-150. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10416, https://elibrary.ru/rfyesj
4. Шевченко В.С. Элементы коммуникативной стратегии в формировании имиджа региона // Неофилология. 2024. Т. 10. № 1. С. 212-221. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-212-221, https://elibrary.ru/ghllzr
5. Ефимочкина Н.Б., Мамедов А.К. Мораль в динамике социокультурных контекстов // Социодинамика. 2022. № 4. С. 28-49. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2022.4.37792, https://elibrary.ru/pzqctm
6. Батыршин Р.И. К вопросу о понятии культурного кода нации: лингвистический и культурологический подходы // Вестник культуры и искусств. 2024. № 1 (77). С. 46-54. https://elibrary.ru/edkuce
7. Динер Е.В., Лопатина Н.В. Единое цифровое пространство знаний в формировании национального культурного кода личности: методология проектирования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 6 (98). С. 130-138. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-698-130-138, https://elibrary.ru/ibonsq
8. Николайчук И.А., Якова Т.С., Янгляева М.М. Культурные коды в современном публичном пространстве: метасмыслы и их потребление в России и за рубежом // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2023. № 1 (45). С. 48-67. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2023.45.1.4, https://elibrary.ru/rprgzz
9. Аймагамбетова М.М., Жакупова Г.Т. Информативно-коммуникативная природа культурного кода в медиадискурсе (на примере казахстанской прессы) // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилёва. Серия Филология. 2020. № 4 (133). С. 55-69. https://doi.org/10.32523/2616-678X-2020-133-4-55-69, https://elibrary.ru/jakdnk
10. Николайчук И.А., Якова Т.С., Янгляева М.М. Поиск новой российской идентичности: медиагеографические исследования ментального ландшафта // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. № 4. С. 642-659. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2020.9(4).642-659, https://elibrary.ru/gnwsxv
11. Водопьян В.Г., Хамаганова К.В. Визуальные коды культурной идентичности в современном медиапространстве // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 32. С. 229-235. https://doi.org/10.17223/22220836/32/22, https://elibrary.ru/ysqyvf
12. Хазбулатов А.Р., Султанова М.Е. Культурный код нации в концептуальном понимании современной культурной политики Казахстана // Адам әлемі. 2015. № 4 (66). С. 36-45.
13. Иванова А.П., Ягодкина М.В. Культурные коды в современной рекламе // Учёные записки Новгородского государственного университета. 2020. № 8 (33). С. 5-8. https://doi.org/10.34680/2411-7951.2020.8(33).5, https://elibrary.ru/yufhom
14. Гудова М.Ю., Юань М. Концепт «культурный код»: уровни значения // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2022. № 4. С. 151-159. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-4-151, https://elibrary.ru/ighumz
15. Жеребненко А.В. Культурная идентичность как основа территориального бренда региона // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2020. № 23. С. 86-91. https://elibrary.ru/iqgmpp
16. Рябченкo Н.А., Малышева О.П. Инновационные сценарии потребления культуры в рамках экосистемы социальных сетей: лидеры мнений и культурный код // Учёные записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2022. № 4. С. 55-71. https://elibrary.ru/mznvhy
17. Хилханов Д.Л. Традиционные культурные коды в эпоху Интернета // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2022. № 3 (43). С. 29-43. https://doi.org/10.25688/2078-9238.2022.43.3.3, https://elibrary.ru/oygtii
18. Клемёнова Е.Н., Федосеева Н.И. Роль региональных СМИ в формировании городского сообщества // Неофилология. 2023. Т. 9. № 4. С. 979-988. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-979-988, https://elibrary.ru/jbnbnj
19. Муха А.В. Продвижение СМИ в социальных сетях // Медиаvектор. 2024. № 11. С. 47-51. https://elibrary.ru/ehijwi
20. Муха А.В., Федосеева Н.И. Типология региональной прессы (на примере газет и журналов Ростовской области) // Казанская наука. 2021. № 11. С. 48-50. https://elibrary.ru/zxdmrm
Рецензия
Для цитирования:
Муха А.В., Федосеева Н.И. Культурный код Ростова-на-Дону в сознании аудитории СМИ. Неофилология. 2024;10(3):681-689. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-681-689
For citation:
Muha A.V., Fedoseeva N.I. The cultural code of Rostov-on-Don in the minds of the media audience. Neophilology. 2024;10(3):681-689. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-681-689