Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Кинематографичность романа «Саша, привет!» Дмитрия Данилова

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-596-606

Аннотация

Рассмотрена реализация аспектов литературной кинематографичности в романе Дмитрия Данилова «Саша, привет!», которая была проанализирована с помощью контекстуального, структуралистского методов, метода целостного анализа художественного текста. Для анализа использованы понятия «литературная кинематографичность», «аудиовизуальность», «монтаж», «сюжет», «хронотоп», «глаз» и «взгляд», «образ автора», «читательзритель», рассмотрена специфика кинематографа как факта культуры. Обосновано, что в рамках этого произведения сплетаются литературный и кинематографический коды. Рассмотрена специфика реализации принципа аудиовизуальности в тексте. Выявлено, что текст построен по монтажному принципу. Для конструирования сюжета писатель использует в том числе подчѐркнуто кинематографическую сюжетность. При этом подчѐркнутая видимость истории, ориентация на создание видимых пространств позволяет писателю создать специфическое абсурдистское повествование. Использование лексики группы «Кино» и включение образа автора в виде условного режиссѐра-сценариста трансформируют сам статус литературного текста. Это позволяет представить литературное произведение как аналог кинокартины, при этом актуализирующий интерактивный момент, включающий читателя-зрителя в разворачивание текста. Материалы исследования и его выводы могут быть использованы не только для анализа других произведений Д. Данилова, но и при анализе современной отечественной и мировой литературы в контексте литературной кинематографичности и взаимосвязи литературы и кино. 

Об авторе

И. Р. Куряев
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарѐва»
Россия

Куряев Ильгам Рясимович, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы

430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68



Список литературы

1. Мартьянова И.А. Кинематограф русского текста. СПб.: ООО «Своѐ издательство», 2011. 239 с. https://elibrary.ru/qswqox

2. Можаева Т.Г. Языковые средства реализации кинематографичности в художественном тексте (на материале произведений Г. Грина, Э. Хемингуэя, М. Этвуд): автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2006. 21 с.

3. Крылова А.А. О поэтике современной драматургии на примете пьесы Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» // Наука России: цели и задачи: сб. науч. тр. по материалам 15 Междунар. науч. конф. Екатеринбург: НИЦ «Л-Журнал», 2019. Ч. 4. С. 52-56. https://doi.org/10.18411/sr-10-06-2019-85, https://elibrary.ru/dgvsam

4. Муравьева А.В. Абсурд как рецепция в пьесе Д. Данилова «Человек из Подольска» // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 3. С. 21-34. https://doi.org/10.46726/H.2021.3.3, https://elibrary.ru/nnnbon

5. Ничипоров И.Б. Абсурдистская картина современности в пьесах Дмитрия Данилова // Stephanos. 2023. № 1 (57). С. 120-127. https://doi.org/10.24249/2309-9917-2023-57-1-120-127, https://elibrary.ru/payowl

6. Хайрулина О.И. Эстетика и поэтика театра абсурда в драматургии Дмитрия Данилова // Русская литература XX–XXI веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения): материалы 7 Междунар. науч. конф. / отв. ред. М.М. Голубков. М.: ООО «МАКС Пресс», 2020. С. 293-296. https://elibrary.ru/gfhhsk

7. Шатина Л.П. Кризис драмы, «лишѐнный предварительно намеченного горизонта» (от пьес Александра Володина к трилогии Дмитрия Данилова) // Театр и драма: эстетический опыт эпохи. 2020. № 7. С. 91-104. https://elibrary.ru/pmjjfj

8. Арзямова О.В. Отражение обыденного языкового сознания в композиционно-речевых структурах текста (на материале художественной прозы Дмитрия Данилова) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 4 (37). С. 69-75. https://elibrary.ru/rivqyx

9. Голубкова А. «Вот лежит в амбаре пулемѐт» (рец. на кн.: Данилов Д. Саша, привет! М., 2022) // Новое литературное обозрение. 2022. № 3 (175). С. 300-304. https://doi.org/10.53953/08696365_2022_175_3_300, https://elibrary.ru/qpunla

10. Голубкова А.А. Репрезентация настоящего в романе Дмитрия Данилова «Горизонтальное положение» // Настоящее как сюжет: материалы Междунар. науч. конф. / отв. ред. С.А. Васильева. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2013. С. 118-122. https://elibrary.ru/vypnmt

11. Папян Ю.М. Диалог и монолог в романе Дмитрия Данилова «Саша, привет!» // Язык как материал словесности: XXV научные чтения / отв. ред. Т.Е. Никольская, Ю.М. Папян. Казань: ООО «Бук», 2022. С. 136-150. https://elibrary.ru/lvbrxd

12. Ройко О.В. Формула личностного топонимического пространства в романе Д. Данилова «Саша, привет!» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. № 2. С. 482-487. https://doi.org/10.30853/phil20230045, https://elibrary.ru/rdhbrv

13. Шестакова Л.Л. «В этом есть какое-то особое кособокое очарование»: к характеристике средств создания образности в прозе Дмитрия Данилова // Метафорическая картина мира современной художественной прозы: сб. науч. тр.: материалы Междунар. науч. конф. / ред. З.Ю. Петрова, Н.А. Фатеева. М.: ООО «Аквилон», 2021. С. 220-232. https://elibrary.ru/ocoqwy

14. Ширяев В. Об опыте истолкования «Саша, привет!» Дмитрия Данилова // Вопросы литературы. 2022. № 2. С. 3-6. https://elibrary.ru/rmmfds

15. Осьмухина О.Ю., Куряев И.Р. Цикл повестей «Смерть на брудершафт» Б. Акунина в аспекте литературной кинематографичности // Неофилология. 2021. Т. 7. № 25. С. 102-110. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-25-102-110, https://elibrary.ru/nfjksd

16. Пономарѐва Ю.В. Роман-кино как вершина синтеза литературы и кинематографа (на материале романа Б. Акунина «Смерть на брудершафт») // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2016. № 3. С. 328-332. https://elibrary.ru/wlstgd


Рецензия

Для цитирования:


Куряев И.Р. Кинематографичность романа «Саша, привет!» Дмитрия Данилова. Неофилология. 2023;9(3):596-606. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-596-606

For citation:


Kuryaev I.R. The cinematography of the novel “Sasha, hello!” Dmitry Danilov. Neophilology. 2023;9(3):596-606. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-596-606

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)