Технологии распространения фейковых новостей в массмедиа и способы их верификации: лингвистический аспект
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-618-629
Аннотация
Доступность средств и каналов коммуникации в 2020-е гг. для широких слоѐв населения значительно повлияла на процессы производства и передачи информации. Каждое событие, имеющее актуальность, пусть и для ограниченного круга людей, становится известно сиюминутно и может транслироваться на неограниченные территории. Такие возможности каналов коммуникации актуализировали проблему распространения недостоверной, фейковой, информации, поскольку еѐ создатели понимают действенность на аудиторию, в первую очередь, текстовой информации. Необходимость противостоять засилью фейковой информации осознаѐтся на государственном уровне. В последние годы было ужесточено действующее законодательство; цель нововведений – пресечение попыток распространения фейков и наказание в случае выявления фактов их обнародования в массмедиа, в частности, тех случаев, когда распространяется заведомо ложная информация, содержащая данные об использовании Вооружѐнных сил Российской Федерации в целях защиты интересов государства и его граждан, поддержания международного мира и безопасности. Активизировался интерес к фактам распространения недостоверной информации со стороны научного сообщества; так, обнаруживается немало научных и научно-популярных работ, посвящѐнных данной проблематике, проводятся тематические конференции на эту тему. Не остаются в стороне средства массовой информации, которые сообщают о фактах, транслируемых по другим каналам фейковых новостей. В результате этого публикуется немало материалов о раскрытии фактов обнародования фейков. Однако актуализации проблемы на разных уровнях оказывается недостаточно, важна консолидация усилий общества в противостоянии засилью фейков в массмедиа. Более того, требуется сообщение наработанных методов по проведению фактчекинга наиболее незащищенной – детской и молодѐжной аудитории, выработка у неѐ навыков распознавания достоверной и ложной информации.
Об авторах
С. В. ГуськоваРоссия
Гуськова Светлана Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
А. М. Шестерина
Россия
Шестерина Алла Михайловна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики Высшей школы (факультета) телевидения
119991, Москва, Ленинские горы, 1
Список литературы
1. Зуйкина К.Л., Соколова Д.В. Специфика контента российских фейковых новостей в Интернете и на телевидении // Вестник Московского университета. Серия 10: «Журналистика». 2019. № 4. С. 3-22. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.4.2019.322, https://elibrary.ru/xccerj
2. Стернин И.А., Шестерина А.М. Маркеры фейка в медиатекстах. Воронеж: ООО «Издательство РИТМ», 2021. 60 с. https://elibrary.ru/koccfi
3. Золян С.Т., Пробст Н.А., Сладкевич Ж.Р., Тульчинский Г.Л. Фейки: коммуникация, смыслы, ответственность. СПб.: Алетейя, 2021. 288 с.
4. Луценко Е.П. Уголовная ответственность за фейки по действующему уголовному законодательству // Право и управление. 2022. № 10. С. 145-149. https://doi.org/10.24412/2224-9125-2022-10-145-149, https://elibrary.ru/mwxbxk
5. Пошелов П.В. Новеллы Уголовного кодекса Российской Федерации о фейках и дискредитация Вооружѐнных сил Российской Федерации // Военно-юридический журнал. 2022. № 4. С. 11-13. https://doi.org/10.18572/2070-2108-2022-4-11-13, https://elibrary.ru/hfxlkn
6. Игошина М.А. Фактчекинг как способ борьбы с фейками в сетевых медиа // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17. № 2-2 (20). С. 46-48. https://elibrary.ru/ikyygo
7. Иванищева О.Н. Фейки как разновидность социальной информации // Человек. Культура. Образование. 2020. № 1 (35). С. 63-73. https://doi.org/10.34130/2233-1277-2020-1-63-73, https://elibrary.ru/nqflfz
8. Мальков С.М. Фейки как деяние против военной службы и уголовно-правовое противодействие им // Военно-юридический журнал. 2023. № 1. С. 27-31. https://doi.org/10.18572/2070-2108-2023-1-27-31, https://elibrary.ru/njutjh
9. Сабирьянова А.Р. Природа появления фейков в современных СМИ // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17. № 2-2 (20). С. 91-93. https://elibrary.ru/woggxc
10. Малькевич А.А. Информационная война XXI века: фабрики фейков, центры силы и информационное сплочение // Российская школа связей с общественностью. 2022. № 25. С. 156-171. https://elibrary.ru/senqtz
11. Свечников С.С. Фейки как инструмент информационно-психологического воздействия в пропаганде (на примере конфликта России и Украины) // Студенческая наука и XXI век. 2022. Т. 19. № 1-2 (22). С. 265-266. https://elibrary.ru/hpfnet
12. Арчакова М.А. «Фейки» и мемы Ковид-19: неуместная смехотерапия или целительный оптимизм? // Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Т. 5. № 4. С. 61-68. https://elibrary.ru/hepruw
Рецензия
Для цитирования:
Гуськова С.В., Шестерина А.М. Технологии распространения фейковых новостей в массмедиа и способы их верификации: лингвистический аспект. Неофилология. 2023;9(3):618-629. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-618-629
For citation:
Guskova S.V., Shesterina A.M. Fake news dissemination technologies in mass media and ways of their verification: linguistic aspect. Neophilology. 2023;9(3):618-629. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-618-629