Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Особенности образовательного и просветительского сетевого видеоконтента в России

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-1007-1016

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Активное развитие аудиовизуального сектора новых медиа и его интеграция в систему образовательных и просветительских практик делает актуальным вопрос о конкретизации ключевых особенностей современного сетевого образовательного и просветительского видеоконтента. Цель исследования заключается в попытке дать системное описание такого рода контенту.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Объектом исследования является образовательный и просветительский видеоконтент, представленный в русскоязычном секторе Интернета. Хронологические рамки исследования – 2022–2023 гг. Ключевые методы исследования – сравнительно-типологический, историко-функциональный, текстологический.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Несмотря на значительные пересечения в сфере реализуемых функций, образовательный и просветительский контент не является тождественным. Первый, как правило, предлагается образовательными организациями в структурированной форме с чётко обозначенной целью формирования конкретных знаний, умений и навыков. Второй – это контент, направленный на удовлетворение интереса или любопытства пользователя в какой-либо сфере, предлагающий интересующие пользователя сведения с целью саморазвития и не направленный на формирование конкретных знаний, умений и навыков. Эти типы контента имеют существенные различия по таким типологическим признакам, как целеполагание, аудиторная направленность, жанрово-тематическое наполнение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В ходе исследования удалось обнаружить существенные различия между образовательным и просветительским сетевым видеоконтентом, которые в целом заключаются в том, что образовательный контент в большей степени копирует учебные жанры и форматы, а также тяготеет к классическим видеоформатам, тогда как просветительский контент в большей степени ориентирован на подходы, выработанные в видеоблогинге.

Об авторе

Д. А. Стерликов
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»
Россия

СТЕРЛИКОВ Дмитрий Александрович, преподаватель кафедры управления качеством, гостиничного дела и туризма

394036, г. Воронеж, пр-кт Революции, 19 



Список литературы

1. Вартанова Е.Л. К вопросу о последствиях цифровой трансформации медиасреды // Меди@льманах. 2022. № 2 (109). С. 8-14. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.2.2022.814, https://elibrary.ru/yrzxdz

2. Грабельников А.А., Гегелова Н.С. Экранная коммуникация и визуализация журналистики. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2019. 334 с. https://elibrary.ru/uiznso

3. Зверева Е.А., Сапунов В.И., Пинчук О.В., Шестерина А.М. Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа. Воронеж: Кварта, 2018. 256 с.

4. Качкаева А.Г., Шомова С.А. Мультимедийная журналистика. М.: Высшая школа экономики, 2017. 413 с.

5. Копылова О.Ю. Педагогический потенциал СМИ в формировании личности // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2010. № 1 (6). С. 50-55. https://elibrary.ru/pjkgfj

6. Куликов А.А. Медиатизация образования как новый тренд ведения обучения // Научный лидер. 2022. № 3 (48). С. 47-49. https://elibrary.ru/bkutsm

7. Куликов А.А., Вахидова Л.В. Блог как новый тренд обучения // Теория и практика современной науки. 2022. № 1 (79). С. 224-227. https://elibrary.ru/rwixia

8. Куликов А.А., Вахидова Л.В. Обучение путём медиафикации образования // Мировая наука. 2022. № 1 (58). С. 203-206. https://elibrary.ru/qtqntl

9. Шестерина А.М. Потенциал использования сетевых видеоформатов в системе гуманитарного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1365-1375. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-6-1365-1375, https://elibrary.ru/jwecri

10. Шестерина А.М. Потенциал использования современных видеоформатов в системе современного филологического образования // Филологическое образование в цифровую эпоху: опыт актуализации образовательных программ: сб. тез. Междунар. науч.-практ. конф. М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина, 2022. С. 128-130. https://elibrary.ru/njjzew

11. Шестерина А.М. Потенциал видеоблогинга в аспекте медиаобразования // MEDIAОбразование: векторы интеграции в цифровое пространство: материалы 4 Междунар. науч. конф. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2019. С. 65-68. https://elibrary.ru/krjnae

12. Пинчук О.В. Ресурсы по созданию видеоблога как объект самостоятельной медиаобразовательной деятельности // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4 (26). С. 187-191. https://elibrary.ru/zrcsfr

13. Абросимова Е.Е. Восприятие студентами университета видеоблогов как цифрового ресурса обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 4 (37). С. 11-14. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1004-0001, https://elibrary.ru/cxggjx

14. Соболева Е.И., Купавская А.А. Использование видеоресурсов Интернета в самостоятельной работе студентов неязыковых вузов // Формирование личности будущего на основе психологопедагогического анализа: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Агентство международных исследований, 2018. С. 192-197. https://elibrary.ru/nrzjhd

15. Корчак А.Э., Хавенсон Т.Е. Понятие «качество» в высшем образовании: от офлайн- к онлайнформату // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 9-27. https://doi.org/10.31992/08693617-2024-33-1-9-27, https://elibrary.ru/hvmrbg

16. Баранников К.А., Ананин Д.П., Стрикун Н.Г., Алканова О.Н., Байзаров А.Е. Гибридное обучение: российская и зарубежная практика // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 33-69. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2023-2-33-69, https://elibrary.ru/sbpthd

17. Терещенко В.Е., Новиков Д.С., Фокин А.А. Совершенствование учебного процесса в современных условиях: учебник или «Ютуб»-канал? // Актуальные вопросы образования. 2023. № 1. С. 150-160. https://doi.org/10.33764/2618-8031-2023-1-150-160, https://elibrary.ru/amovrq

18. Измайлова Е.А., Шишкина Т.И. Образовательный потенциал видеоблога как медиаформы во внеурочной деятельности (по итогам конкурса «Творчество в сети») // Шатиловские чтения: сб. науч. тр. СПб.: С.-Петерб. политех. ун-т Петра Великого, 2022. С. 140-144. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/id22216, https://elibrary.ru/yhlsco

19. Прохоров А.В. Потенциал технологий искусственного интеллекта в языковой подготовке будущих медиаспециалистов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 589-595. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-589-595, https://elibrary.ru/yuvnvd

20. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Евстигнеев М.Н., Поляков О.Г., Евстигнеева И.А., Сорокин Д.О. Матрица инструментов искусственного интеллекта в лингвометодической подготовке будущих учителей иностранного языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 3. С. 559-588. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-559-588, https://elibrary.ru/jazkme

21. Филипова А.Г., Малахова В.Р. Образовательные видеоблоги: анализ количественных характеристик // Цифровое общество: социологическое измерение настоящего и будущего: сб. материалов конф. М.: Рос. об-во социологов, 2024. С. 485-490. https://elibrary.ru/fksjeq

22. Пушкарёва В.В. Жанровые признаки образовательного видеоблога // Наука и молодёжь: проблемы, поиски, решения: тр. Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных. Новокузнецк: Сибир. гос. индустриальный ун-т, 2018. Вып. 22. Ч. 1. С. 140-143. https://elibrary.ru/bhrzhq

23. Щипицина Л.Ю., Чуб А.С. Языковые средства акцентирования информации в образовательных видеоблогах // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2020. № 60. С. 165-181. https://elibrary.ru/kohkey

24. Филипова А.Г., Скрыпникова Е.М., Абросимова Е.Е. Особенности и типы самопрезентаций в образовательном видеоблогинге // Социодинамика. 2023. № 11. С. 46-62. https://doi.org/10.25136/24097144.2023.11.69015, https://elibrary.ru/hakzve

25. Абросимова Е.Е., Малахова В.Р., Филипова А.Г. Цифровой профиль и самопрезентация в образовательном видеоблогинге: работа с целевой аудиторией // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023. № 6 (63). С. 4-13. https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.6.4-13, https://elibrary.ru/wauamv

26. Шестерина А.М. К вопросу о типологизации новых медиа // Неофилология. 2023. Т. 9. № 4. С. 931-939. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-931-939, https://elibrary.ru/uzuain

27. Шестерина А.М. Трансформация информационного поведения современной телевизионной аудитории // Особенности функционирования современных аудиовизуальных медиа. Воронеж, 2018. С. 124-169. https://elibrary.ru/yvmutz


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Стерликов Д.А. Особенности образовательного и просветительского сетевого видеоконтента в России. Неофилология. 2024;10(4):1007-1016. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-1007-1016

For citation:


Sterlikov D.A. Features of educational and enlightening online video content in Russia. Neophilology. 2024;10(4):1007-1016. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-1007-1016

Просмотров: 101


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)