Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Производство культурно-просветительских программ и культурные индустрии: к вопросу о подходах к анализу телевидения

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-701-710

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Деятельность телевидения обесценивается вследствие утраты им эксклюзивности в создании видеоконтента и распространении видеоинформации. Однако телевидение обладает творческими и техническими ресурсами, профессионалами, школой для производства программ, нацеленных не только на поддержку общества потребления и политических манипуляций, но и на развитие фундаментальных смыслов и укрепление ценностей – культуры, памяти, национального достояния. Разрыв, произошедший между восприятием телевидения и его преимуществами и опытом в создании контента, является проблемой, влияющей на развитие медиаотрасли и тележурналистики. В то же время производство телевизионных спецпроектов на основе культурных событий соотносится с актуальным для России направлением культурных индустрий, что позволяет переосмыслить значение телевидения. Цель исследования – сопоставить творческие характеристики специальных телевизионных проектов с критериями культурных индустрий и зафиксировать выявленные тождества.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Эмпирическая база исследования – спецпроекты регионального телеканала «Санкт-Петербург», представляющие собой репрезентации культурных событий, базирующиеся на технологии прямого эфира и использующие выразительные средства телевидения. В исследовании применялся метод кейс-стади, а также сравнительный анализ подходов создания телепроектов и критериев культурных индустрий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Сопоставление современных специальных телепроектов с теорией креативных индустрий выявило соответствия в таких положениях, как: а) высокие риски; б) противопоставление креативности и коммерции; в) высокие затраты на производство и низкие затраты на тиражирование; г) отношение к полуобщественным благам и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Модели подобных телепроектов соответствуют характеристикам культурных индустрий, что развивает теоретический взгляд на телевидение и актуализирует его возможности в условиях трансформации медиа.

Об авторе

О. А. Разина
АО «Городское агентство по телевидению и радиовещанию» (Телеканал «Санкт-Петербург»); ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Россия

Разина Ольга Александровна, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов; старший преподаватель кафедры телерадиожурналистики 

197022, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Чапыгина, 6

199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9 



Список литературы

1. Коломиец В.П. Медиатизация медиа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2020. 256 с. https://elibrary.ru/oodsdw

2. Дугин Е.Я. Медиаиндустрия в условиях цифровых трансформаций. М.: Канон + РООИ «Реабилитация», 2021. 416 с.

3. Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Изд-во Фак. журн. МГУ Моск. ун-та, 2019. 246 с.

4. Шестерина А.М. Видеоблогинг как платформа популяризации ценностей культуры // Этнопсихолингвистика. 2022. № 3. С. 41-50. https://doi.org/10.31249/epl/2022.03.03, https://elibrary.ru/pcmfhu

5. Котова Е.Ю. Потенциал культурных индустрий в реализации государственной культурной политики // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2020. № 1 (42). С. 43-47. https://doi.org/10.30725/2619-0303-2020-1-43-47, https://elibrary.ru/psulkh

6. Вартанова Е.Л. Медиа на «поле» культурных и креативных индустрий // Меди@льманах. 2022. № 5 (112). С. 8-16. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.5.2022.816, https://elibrary.ru/doykjc

7. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. М.: Изд-во Флинта, 2022. 224 с.

8. Ильченко С.Н., Разина О.А. Трансформация культурно-просветительских программ в телевизионном эфире в условиях пандемического контекста (на примере проекта «Русский музей. 125 лет») // Неофилология. 2022. Т. 8. № 1. С. 144-153. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-1-144-153, https://elibrary.ru/gqpukw

9. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. Москва; СанктПетербург: Медиум; Ювента, 1997. 314 с.

10. Тросби Д. Экономика и культура / пер. с англ. И. Кушнарёвой. 2-е изд. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2018. 256 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1524-2, https://elibrary.ru/ziqylr

11. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. 1936. URL: https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/benjamin1-ru (дата обращения: 06.05.2024).

12. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнарёвой. 2-е изд. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2018. 456 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1530-3, https://elibrary.ru/ytvbrx

13. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Эксмо, 2023. 448 с.

14. Эко У. О телевидении. Статьи и эссе 1956–2015. М.: Corpus, 2023. 640 с.

15. Саппак В. Телевидение и мы: четыре беседы / под ред. Г.Я. Солганик. М.: Аспект Пресс, 2007. 168 с.

16. Коломиец В.П. Индустриальная трансформация телевидения // Социологические исследования. 2021. № 6. С. 92-100. https://doi.org/10.31857/S013216250015558-6, https://elibrary.ru/tlvoem

17. 40 мнений о телевидении / сост. Н.А. Голядкин. М.: Искусство, 1978. 256 с.

18. Полуэхтова И.А. Медиапотребление различных возрастных групп // Социологические исследования. 2023. № 11. С. 127-132. https://doi.org/10.31857/S013216250028539-5, https://elibrary.ru/pdnraj


Рецензия

Для цитирования:


Разина О.А. Производство культурно-просветительских программ и культурные индустрии: к вопросу о подходах к анализу телевидения. Неофилология. 2024;10(3):701-710. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-701-710

For citation:


Razina O.A. Production of cultural and educational programs and cultural industries: on the issue of approaches to television analysis. Neophilology. 2024;10(3):701-710. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-701-710

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)