Культурологические аспекты современного образования
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-743-754
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрение культурологических аспектов в сфере образования является актуальной проблемой на сегодняшний день, так как способствует не только повышению общего культурного уровня личности, но и помогает выполнению основных задач, стоящих перед образованием в Российской Федерации. Обращение к данным аспектам на разных ступенях образования, таких как начальное образование, среднее общее образование и высшее образование, предполагает в первую очередь обращение к культурным традициям страны, так как это комплекс знаний и ценностных представлений о художественно-эстетической, физической, политической, семейной, поведенческой и других составляющих, определяющих гармоничное взаимодействие людей внутри целостного общества. Целью исследования является раскрытие важности применения основных культурологических аспектов на разных этапах формирования личности в сфере образования.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Представлен материал, полученный методами анализа и обобщения, систематизации знаний о роли культурологических аспектов и принципов в современном образовании, возможности их применения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Знакомясь с различными культурными традициями, обучающийся постигает азы межкультурной коммуникации, культурные особенности каждого народа, что позволяет научиться понимать исторические, социокультурные и духовные особенности русского народа и возможности мирного, уважительного сосуществования между народами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Культурологические аспекты являются своеобразным ориентиром для развития творческой, саморазвивающейся личности.
Об авторах
Т. М. НикольскаяРоссия
Никольская Татьяна Михайловна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры дополнительного образования
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Н. Н. Лавринова
Россия
Лавринова Наталия Николаевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры сценических искусств
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
И. Н. Зыкова
Россия
Зыкова Ирина Николаевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории и философии
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Список литературы
1. Касюк А.Я. Духовно-нравственные ценности и идеалы как элементы национальной безопасности государства // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. № 7 (836). С. 242-254. https://elibrary.ru/salqpt
2. Юнусова Э.А., Мусретдинова У.З. Предпосылки модернизации системы начального образования // Новости науки: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и просвещение, 2023. С. 134-136. https://elibrary.ru/lrshjd
3. Марзоева А.В. Культурологическое образование в России в эпоху глобализации // Научный аспект. 2024. № 8.
4. Сергина Е.С. Культурологический аспект профессиональной культуры будущего педагога в контексте идеи самотворения личности // Психология, социология и педагогика. 2012. № 4.
5. Надолинская Т.В., Власова Л.П. Сущностные характеристики духовно-нравственной культуры личности школьника в культурологическом контексте // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 5. С. 76. https://doi.org/10.17513/spno.33012, https://elibrary.ru/pihoei
6. Овчинникова В.Б. Социальное самоопределение молодого поколения в российском обществе: поиски, проблемы, решения // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 93. № 4. С. 8-12. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2022-93-4-8-12, https://elibrary.ru/fromcr
7. Лавринова Н.Н., Чеботарёв С.А., Кожевникова Т.М. Социальные функции духовно-нравственных традиций в культуре // Неофилология. 2022. Т. 8. № 1. С. 179-192. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-1-179-192, https://elibrary.ru/bsdkws
8. Скопа В.А. Реализация культурологического образования в школе: научно-методический аспект // Вестник педагогических наук. 2022. № 5. С. 105-108. https://elibrary.ru/uwyhve
9. Усенко Н.М. Культурологические аспекты современного образования // Язык и коммуникация в контексте культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д.: Ростов. гос. эконом. ун-т «РИНХ», 2023. С. 51-56. https://elibrary.ru/fztspl
10. Степенко С.Н., Гетманская Г.И., Олейник И.А. Культурологический аспект школьного образования // Новые информационные технологии как основа эффективного инновационного развития: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2021. С. 259-261. https://elibrary.ru/lhssus
11. Лавринова Н.Н. Компетентностный подход как основание для формирования ценностных ориентаций личности студентов // 14 Поленовские чтения. Национальные художественные традиции как основа эстетического воспитания: материалы Междунар. науч.-практ. конф.-форума. Тамбов: Изд. Дом «Державинский», 2023. С. 246-249. https://elibrary.ru/avpocd
12. Михайлова Н.В. Культурологический подход к исследованию интернационализации высшего образования // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 39. С. 93-102. https://doi.org/10.17223/22220836/39/9, https://elibrary.ru/srmcvk
13. Мурзина И.Я. Культурологическое образование сегодня: необходимо или достаточно // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 891. https://elibrary.ru/tgqrvz
14. Сертакова И.Н. Специфика научной творческой деятельности специалиста социально-гуманитарной сферы // Аналитика культурологии. 2008. № 1 (10). С. 102-106. https://elibrary.ru/qytiox
15. Сертакова И.Н. Новые технологии в сфере образования и образовательных услуг // Аналитика культурологии. 2010. № 2 (17). С. 296-301. https://elibrary.ru/qzbhmn
Рецензия
Для цитирования:
Никольская Т.М., Лавринова Н.Н., Зыкова И.Н. Культурологические аспекты современного образования. Неофилология. 2024;10(3):743-754. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-743-754
For citation:
Nikolskaia T.M., Lavrinova N.N., Zykova I.N. Cultural aspects of modern education. Neophilology. 2024;10(3):743-754. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-743-754