Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Структурно-композиционные приѐмы инфотейнмента в медиатекстах региональных печатных СМИ

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-641-656

Аннотация

Новизна исследования обусловлена необходимостью систематизации приѐмов инфотейнмента, применяемых в работе печатных средств массовой информации. Эмпирическим исследовательским материалом для работы послужил корпус журналистских материалов белгородского регионального молодѐжного журнала «ОнОнас» за период с 2013 по 2021 г. Актуальность исследования состоит в необходимости теоретизации ценного эмпирического материала и классификации невербальных приѐмов инфотейнмента применительно к практике печатных СМИ. Актуальность и новизна исследования обусловлены также недостаточной изученностью феномена инфотейнмента применительно к практике региональных печатных средств массовой информации, так как у современных исследователей всѐ ещѐ сохраняется устойчивая ассоциация инфотейнмента с телевизионными практиками в ущерб другим видам СМИ. К методам, использованным в ходе исследования, относится системный анализ с акцентом на конструктивном и структурно-функциональном подходе, применяется также метод типологизации. Сформулированы выводы о том, что использование невербальных структурно-композиционных приѐмов инфотейнмента позволяет повысить визуальную привлекательность журналистского материала, включить элементы развлекательности с целью информационной разгрузки текста, визуализировать статистическую информацию или смысловую часть текста, увлечь аудиторию новыми формами визуализации и репрезентации журналистской информации. 

Об авторе

И. И. Карпенко
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Россия

Карпенко Ирина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 



Список литературы

1. Игнатьев В.И., Пальцева Е.А. Человек в виртуальных сетях. Жизнь после «информационного взрыва» // Информационный резонанс в социальных структурах: Избранные труды. Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2018. С. 548-561. https://elibrary.ru/xugybn

2. Медийный текст: социальные практики, технологии, теории / А.В. Белоедова, М.Ю. Казак, И.И. Карпенко [и др.]. Белгород: Изд. дом «Белгород», 2018. 296 с. https://elibrary.ru/yyaqxr

3. Безгина А.А. Возникновение и развитие понятия «инфотейнмент» в зарубежных и отечественных исследованиях массмедиа // Стратегия развития региональных СМИ: проблемы и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.И. Степыкин. Курск: Юго-Западный гос. ун-т, 2020. С. 12-19. https://elibrary.ru/mmwjvq

4. Драгун Е.М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры: дис. … канд. культур. наук. М., 2015. 175 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007932333

5. Евдокимов В.А. Инфотейнмент в масс-медиа: панацея от скуки и эрзац дискуссии // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. № 5. С. 214-219. https://elibrary.ru/mtzsev

6. Нильсен Якоб, Лоранжер Хоа. Web-дизайн: удобство использования Web-сайтов. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. 368 с. https://books.4nmv.ru/books/web-dizain_udobstvo_ispolzovaniya_web-saitov_3643726.pdf

7. Картозия Н. Программа «Намедни»: русский инфотейнмент // Меди@льманах. 2003. № 3 (3). С. 3. https://elibrary.ru/lhmzkj

8. Ширяева Д. Новости в стиле «инфотейнмент»: проект «Страна и мир» телеканала НТВ // Меди@льманах. 2004. № 2-3 (6). С. 9. https://elibrary.ru/lhnakn

9. Кофман А.А. Инфотейнмент на телевидении: проблемы и перспективы развития формата // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: материалы 6 Всерос. науч.-практ. конф. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2015. С. 102-106. https://elibrary.ru/vyqdob

10. Богданова Е.М. Феномен инфотейнмента на телевидении // Наука телевидения. 2012. Т. 9. С. 219-223. https://elibrary.ru/yitelx

11. Кочутина Д.С. Приѐмы инфотейнмента и характер их проявлений в информационно-аналитических программах // Медиасреда. 2011. № 6. С. 77-86. https://elibrary.ru/zftnur

12. Лебедев А.А. Инфотейнмент как приѐм организации аналитических телевизионных программ (на примере телеканала «Звезда») // Журналист. Социальные коммуникации. 2017. № 4 (28). С. 46-54. https://elibrary.ru/yttpgf

13. Карпенко И.И., Лобановская Е.Ю., Ельникова О.Е., Горборукова Л.С. Использование метода инфотейнмента в практике современного российского телевидения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 28 (277). С. 97-105. https://elibrary.ru/ylspxc

14. Белякаева П.Д. Инфотейнмент на современном телевидении как один из основных методов удержания внимания зрителя // Неделя науки и творчества − 2020: материалы Междунар. науч.-практ. форума студентов, аспирантов и молодых учѐных. СПб.: С.-Петерб. гос. ин-т кино и телевидения, 2020. С. 76-79. https://elibrary.ru/ecsduy

15. Щербаль С.С. Инфотейнмент как метод создания телевизионного контента // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 1. № 4 (36). С. 247-261. https://doi.org/10.51965/20767919_2021_1_4_247, https://elibrary.ru/vrvwdx

16. Долгова Н.В. Просвещение и инфотейнмент в популяризации науки (на примере российских общественно-политических интернет-СМИ) // Общество и государство в зеркале социологических измерений (8 Рязанские социологические чтения): материалы Нац. науч.-практ. конф. с междунар. уч. / отв. ред. Р.Е. Маркин, А.В. Проноза. Рязань: ООО «Изд-во Ипполитова», 2018. С. 307-312. https://elibrary.ru/ywsmkt

17. Водянникова О.И. Форматы инфотейнмента в интернет-издании «Медуза»*: на примере Арктической повестки // Русский Север и Арктика: фундаментальные проблемы истории и современности: сб. науч. ст. / сост. О.В. Зарецкая. Выпуск III. Архангельск: Северный (Арктический) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2019. С. 97-101. https://elibrary.ru/ndjuwk

18. Кузьмина М.А. Интерпретация термина «инфотейнмент» в российских исследованиях масс-медиа (на примере интернет-порталов «Look At Me» и «Лайфхакер») // Мультимедийная журналистика Евразии – 2016: национальные медиасистемы в условиях новой медиареальности Востока и Запада: материалы 10 Междунар. науч.-практ. конф. Казань: Казан. (Приволж.) федер. ун-т, 2016. С. 413-419. https://elibrary.ru/msnxvl

19. Тирацуян А.Ю. Глянцевый дискурс о культуре как инфотейнмент // Культура. Наука. Интеграция. 2012. № 2 (18). С. 74-78. https://elibrary.ru/ozcblb

20. Маслова А.А. Концепция инфотейнмента в научно-популярном журнале «Кот Шрѐдингера» // Культура. Литература. Язык: материалы конф. «Чтения Ушинского». Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2016. С. 167-171. https://elibrary.ru/xwdcoz

21. Карпенко И.И. Конвергенция жанров и форм в современной журналистике // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2021. № 3. С. 110-114. https://elibrary.ru/qwsspb

22. Жарашуева А.Э. Информационное наполнение современных молодѐжных СМИ // Инновационный потенциал молодѐжи: глобализация, политика, интеграция: сб. ст. участников Междунар. молодѐжной науч.-исслед. конф. Екатеринбург: Уральский федер. ун-т им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2016. С. 182-189. https://elibrary.ru/yjsbnt

23. Стойков Л. Гедонистическая функция медий: инфотейнмент и реалити-шоу // Электронный научнокультурологический журнал Relga. 2007. № 4. URL: http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?textid=1729&level1=main&level2=articles (дата обращения: 21.01.2023).

24. Карпенко И.И., Сабылинская О.А. Эдьютейнмент как метод подачи информации в практике телевизионного вещания: невербальные приѐмы (часть 1) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 14 (235). С. 75-87. https://elibrary.ru/whjvvj

25. Красавина А.В., Ржендинская И.А. Особенности применения технологий дополненной реально- сти (AR) в журналистике: ограничения формата и перспективы развития // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2022. Т. 22. № 4. С. 106-116. https://doi.org/10.14529/ssh220413, https://elibrary.ru/xqmtix

26. Короченский А.П. Гибридизация медиатекстов как тенденция трансформации современной журналистики // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. 2017. № 1. С. 22-26. https://elibrary.ru/miyoix

27. Евдокимов В.А. Инфотейнмент в масс-медиа: панацея от скуки и эрзац дискуссии // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. № 5. С. 214-219. https://elibrary.ru/mtzsev

28. Федотова Н.А. Рекреативный контент СМИ как инструмент политического влияния // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. Т. 1. № 9. С. 68-72. https://elibrary.ru/pjzmwl


Рецензия

Для цитирования:


Карпенко И.И. Структурно-композиционные приѐмы инфотейнмента в медиатекстах региональных печатных СМИ. Неофилология. 2023;9(3):641-656. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-641-656

For citation:


Karpenko I.I. Structural and compositional techniques of infotainment in media texts of regional print media. Neophilology. 2023;9(3):641-656. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-641-656

Просмотров: 59


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)