Образ COVID-19 в русском языковом сознании
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-789-799
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Широкое распространение COVID-19 в России не могло не повлиять на русское языковое сознание, в котором в той или иной степени формируются ассоциативный тезаурус пандемии XXI века. Русскоязычные информационные ресурсы пестрят информацией о новом вирусе и необходимости вакцинации против него. Эти темы активно обсуждаются всем русскоязычным населением. Цель – исследовать образ COVID-19 в русском языковом сознании в аспекте синтагматического, парадигматического и тематического ассоциативного тезауруса в двух временных периодах: май–июнь 2020 г. и май–июнь 2021 г.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили Национальный корпус русского языка, хештеги социальных сетей, печатный и электронный контент «Российской газеты» и газеты «РБК». Использован метод ассоциативного эксперимента с целью выявления синтагматических и парадигматических реакций и тематических групп.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проведённый анализ представляет собой попытку продемонстрировать состояние сформированности понятия COVID-19 в языковом сознании россиян. Предметом исследования стала синтаксическая функция лексемы COVID-19 и результаты ассоциативного эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выявлены синтаксическая функция лексемы COVID-19, её лексическая сочетаемость и коннотация. Установлено, что восприятие эпидемии COVID-19 в языковом сознании оценивается как типичная характеристика современности и осознаётся как часть реальности наряду с проблемами глобальных изменений в экологии и климате и существует наряду с такими понятиями, как глобализация, цифровизация и конвергенция.
Об авторах
С. А. ДерябинаРоссия
ДЕРЯБИНА Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Т. А. Дьякова
Россия
ДЬЯКОВА Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка
392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
И. И. Митрофанова
МИТРОФАНОВА Ирина Игоревна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. 958 с. https://elibrary.ru/tjcsyr
2. Мамонтов А.С. История становления и развития лингвокультурологического направления в языкознании // Основы теории и практики обучения языку как средству межкультурной коммуникации с учётом национальной культуры адресата. М.: РИОР, 2023. 230 с. https://doi.org/10.29039/02121-7
3. Уфимцева Н.Ф., Балясникова О.В. Языковая картина мира и ассоциативная лексикография // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2019. Т. 18. № 1. С. 6-22. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.1.1, https://elibrary.ru/tgfeun
4. Новикова О.Н., Калугина Ю.В. Цветовая метафора коронавируса // Неофилология. 2024. Т. 10. № 1. С. 8-16. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-1-8-16, https://elibrary.ru/aklamf
5. Новикова О.Н., Калугина Ю.В. Зоометафора как способ восприятия новой коронавирусной инфекции COVID-19 // Неофилология. 2023. Т. 9. № 1. С. 43-53. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-1-4353, https://elibrary.ru/ferhxu
6. Катермина В.В., Липириди С.Х. Лексика пандемии коронавируса как отражение эволюции социума // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 1. С. 95-105. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-1-95-105, https://elibrary.ru/lewqll
7. Данкова Н.С., Крехтунова Е.В. Репрезентация пандемии в СМИ: метафорический образ войны (на материале американских газет) // Научный диалог. 2020. № 1 (8). С. 69-83. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-8-69-83, https://elibrary.ru/rqcqag
8. Новикова О.Н., Калугина Ю.В. Метафора коронавируса в политическом дискурсе и индивидуальном сознании // Доклады Башкирского университета. 2022. Т. 7. № 5. С. 270-278. https://doi.org/10.33184/dokbsu-2022.5.4, https://elibrary.ru/nmvvhc
9. Щербак А.С. Ономастический концепт как единица знания // Когнитивные исследования языка. Вып. IV. Концептуализация мира в языке. Москва: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Изд. дом Тамб. гос. ун-та им. Г.Р. Державина, 2009. С. 150-165. https://elibrary.ru/mwdgyr
10. Шарандин А.Л. Сознание, семиотика, язык, коммуникация и прагматика как единое концептуальное пространство // Вопросы психолингвистики. 2015. № 25. С. 240-250. https://elibrary.ru/udlhjt
11. Золотова Г.А. Функции и дисфункции в современной русской речи // Русский язык сегодня: сб. ст. Вып. 1. М.: Азбуковник, 2000. 596 с.
12. Карасик В.И. Эпидемия в зеркале медийного дискурса: факты, оценки, позиции // Политическая лингвистика. 2020. № 2 (80). С. 25-34. https://doi.org/10.26170/pl20-02-02, https://elibrary.ru/cvtkmt
13. Кавинкина И.В. Проявление гендера в речевом поведении носителей русского языка. Анализ гендерных стереотипов в коммуникации. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publ., 2012. 117 с.
14. Залевская А.А. Из опыта сопоставления ассоциативных реакций из опыта различных культур // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских: сб. ст. / под ред. А.А. Леонтьева и Н.Д. Зарубиной. М.: Рус. яз., 1977. С. 158-169.
15. Залесская Н.А. Языковая картина мира пользователей социальной сети (на примере сайта Facebook) // Картина мира через призму китайской и белорусской культур: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Минск: Белорус. гос. эконом. ун-т, 2019. С. 51-55. https://elibrary.ru/zvqhcd
Рецензия
Для цитирования:
Дерябина С.А., Дьякова Т.А., Митрофанова И.И. Образ COVID-19 в русском языковом сознании. Неофилология. 2024;10(4):789-799. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-789-799
For citation:
Deryabina S.A., Dyakova T.A., Mitrofanova I.I. The image of COVID-19 in the Russian linguistic consciousness. Neophilology. 2024;10(4):789-799. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-789-799