Структурно-композиционные приѐмы инфотейнмента в медиатекстах региональных печатных СМИ
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-641-656
Аннотация
Новизна исследования обусловлена необходимостью систематизации приѐмов инфотейнмента, применяемых в работе печатных средств массовой информации. Эмпирическим исследовательским материалом для работы послужил корпус журналистских материалов белгородского регионального молодѐжного журнала «ОнОнас» за период с 2013 по 2021 г. Актуальность исследования состоит в необходимости теоретизации ценного эмпирического материала и классификации невербальных приѐмов инфотейнмента применительно к практике печатных СМИ. Актуальность и новизна исследования обусловлены также недостаточной изученностью феномена инфотейнмента применительно к практике региональных печатных средств массовой информации, так как у современных исследователей всѐ ещѐ сохраняется устойчивая ассоциация инфотейнмента с телевизионными практиками в ущерб другим видам СМИ. К методам, использованным в ходе исследования, относится системный анализ с акцентом на конструктивном и структурно-функциональном подходе, применяется также метод типологизации. Сформулированы выводы о том, что использование невербальных структурно-композиционных приѐмов инфотейнмента позволяет повысить визуальную привлекательность журналистского материала, включить элементы развлекательности с целью информационной разгрузки текста, визуализировать статистическую информацию или смысловую часть текста, увлечь аудиторию новыми формами визуализации и репрезентации журналистской информации.
Об авторе
И. И. КарпенкоРоссия
Карпенко Ирина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики
308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Список литературы
1. Игнатьев В.И., Пальцева Е.А. Человек в виртуальных сетях. Жизнь после «информационного взрыва» // Информационный резонанс в социальных структурах: Избранные труды. Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2018. С. 548-561. https://elibrary.ru/xugybn
2. Медийный текст: социальные практики, технологии, теории / А.В. Белоедова, М.Ю. Казак, И.И. Карпенко [и др.]. Белгород: Изд. дом «Белгород», 2018. 296 с. https://elibrary.ru/yyaqxr
3. Безгина А.А. Возникновение и развитие понятия «инфотейнмент» в зарубежных и отечественных исследованиях массмедиа // Стратегия развития региональных СМИ: проблемы и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.И. Степыкин. Курск: Юго-Западный гос. ун-т, 2020. С. 12-19. https://elibrary.ru/mmwjvq
4. Драгун Е.М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры: дис. … канд. культур. наук. М., 2015. 175 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007932333
5. Евдокимов В.А. Инфотейнмент в масс-медиа: панацея от скуки и эрзац дискуссии // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. № 5. С. 214-219. https://elibrary.ru/mtzsev
6. Нильсен Якоб, Лоранжер Хоа. Web-дизайн: удобство использования Web-сайтов. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. 368 с. https://books.4nmv.ru/books/web-dizain_udobstvo_ispolzovaniya_web-saitov_3643726.pdf
7. Картозия Н. Программа «Намедни»: русский инфотейнмент // Меди@льманах. 2003. № 3 (3). С. 3. https://elibrary.ru/lhmzkj
8. Ширяева Д. Новости в стиле «инфотейнмент»: проект «Страна и мир» телеканала НТВ // Меди@льманах. 2004. № 2-3 (6). С. 9. https://elibrary.ru/lhnakn
9. Кофман А.А. Инфотейнмент на телевидении: проблемы и перспективы развития формата // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: материалы 6 Всерос. науч.-практ. конф. М.: Рос. ун-т дружбы народов, 2015. С. 102-106. https://elibrary.ru/vyqdob
10. Богданова Е.М. Феномен инфотейнмента на телевидении // Наука телевидения. 2012. Т. 9. С. 219-223. https://elibrary.ru/yitelx
11. Кочутина Д.С. Приѐмы инфотейнмента и характер их проявлений в информационно-аналитических программах // Медиасреда. 2011. № 6. С. 77-86. https://elibrary.ru/zftnur
12. Лебедев А.А. Инфотейнмент как приѐм организации аналитических телевизионных программ (на примере телеканала «Звезда») // Журналист. Социальные коммуникации. 2017. № 4 (28). С. 46-54. https://elibrary.ru/yttpgf
13. Карпенко И.И., Лобановская Е.Ю., Ельникова О.Е., Горборукова Л.С. Использование метода инфотейнмента в практике современного российского телевидения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 28 (277). С. 97-105. https://elibrary.ru/ylspxc
14. Белякаева П.Д. Инфотейнмент на современном телевидении как один из основных методов удержания внимания зрителя // Неделя науки и творчества − 2020: материалы Междунар. науч.-практ. форума студентов, аспирантов и молодых учѐных. СПб.: С.-Петерб. гос. ин-т кино и телевидения, 2020. С. 76-79. https://elibrary.ru/ecsduy
15. Щербаль С.С. Инфотейнмент как метод создания телевизионного контента // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2021. Т. 1. № 4 (36). С. 247-261. https://doi.org/10.51965/20767919_2021_1_4_247, https://elibrary.ru/vrvwdx
16. Долгова Н.В. Просвещение и инфотейнмент в популяризации науки (на примере российских общественно-политических интернет-СМИ) // Общество и государство в зеркале социологических измерений (8 Рязанские социологические чтения): материалы Нац. науч.-практ. конф. с междунар. уч. / отв. ред. Р.Е. Маркин, А.В. Проноза. Рязань: ООО «Изд-во Ипполитова», 2018. С. 307-312. https://elibrary.ru/ywsmkt
17. Водянникова О.И. Форматы инфотейнмента в интернет-издании «Медуза»*: на примере Арктической повестки // Русский Север и Арктика: фундаментальные проблемы истории и современности: сб. науч. ст. / сост. О.В. Зарецкая. Выпуск III. Архангельск: Северный (Арктический) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2019. С. 97-101. https://elibrary.ru/ndjuwk
18. Кузьмина М.А. Интерпретация термина «инфотейнмент» в российских исследованиях масс-медиа (на примере интернет-порталов «Look At Me» и «Лайфхакер») // Мультимедийная журналистика Евразии – 2016: национальные медиасистемы в условиях новой медиареальности Востока и Запада: материалы 10 Междунар. науч.-практ. конф. Казань: Казан. (Приволж.) федер. ун-т, 2016. С. 413-419. https://elibrary.ru/msnxvl
19. Тирацуян А.Ю. Глянцевый дискурс о культуре как инфотейнмент // Культура. Наука. Интеграция. 2012. № 2 (18). С. 74-78. https://elibrary.ru/ozcblb
20. Маслова А.А. Концепция инфотейнмента в научно-популярном журнале «Кот Шрѐдингера» // Культура. Литература. Язык: материалы конф. «Чтения Ушинского». Ярославль: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2016. С. 167-171. https://elibrary.ru/xwdcoz
21. Карпенко И.И. Конвергенция жанров и форм в современной журналистике // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2021. № 3. С. 110-114. https://elibrary.ru/qwsspb
22. Жарашуева А.Э. Информационное наполнение современных молодѐжных СМИ // Инновационный потенциал молодѐжи: глобализация, политика, интеграция: сб. ст. участников Междунар. молодѐжной науч.-исслед. конф. Екатеринбург: Уральский федер. ун-т им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2016. С. 182-189. https://elibrary.ru/yjsbnt
23. Стойков Л. Гедонистическая функция медий: инфотейнмент и реалити-шоу // Электронный научнокультурологический журнал Relga. 2007. № 4. URL: http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?textid=1729&level1=main&level2=articles (дата обращения: 21.01.2023).
24. Карпенко И.И., Сабылинская О.А. Эдьютейнмент как метод подачи информации в практике телевизионного вещания: невербальные приѐмы (часть 1) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 14 (235). С. 75-87. https://elibrary.ru/whjvvj
25. Красавина А.В., Ржендинская И.А. Особенности применения технологий дополненной реально- сти (AR) в журналистике: ограничения формата и перспективы развития // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2022. Т. 22. № 4. С. 106-116. https://doi.org/10.14529/ssh220413, https://elibrary.ru/xqmtix
26. Короченский А.П. Гибридизация медиатекстов как тенденция трансформации современной журналистики // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. 2017. № 1. С. 22-26. https://elibrary.ru/miyoix
27. Евдокимов В.А. Инфотейнмент в масс-медиа: панацея от скуки и эрзац дискуссии // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. № 5. С. 214-219. https://elibrary.ru/mtzsev
28. Федотова Н.А. Рекреативный контент СМИ как инструмент политического влияния // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. Т. 1. № 9. С. 68-72. https://elibrary.ru/pjzmwl
Рецензия
Для цитирования:
Карпенко И.И. Структурно-композиционные приѐмы инфотейнмента в медиатекстах региональных печатных СМИ. Неофилология. 2023;9(3):641-656. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-641-656
For citation:
Karpenko I.I. Structural and compositional techniques of infotainment in media texts of regional print media. Neophilology. 2023;9(3):641-656. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-641-656