Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Фактура медиатекста как его ключевой параметр

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-967-976

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Представлено осмысление одного из параметров медиатекста – его фактуры – в плане его соотношения с другими параметрами. При этом получает толкование такая потенциальная характеристика медиатекста, как полифактурность, и ставится цель – показать, как она определяет обращения текста в современной медиасфере.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Исследование методологически основано на семиотическом толковании медиатекста и внимании к региональному медиаполю, в рамках которого тексты разных дискурсов формируют фактурные парадигмы и функционируют по фактурным маршрутам, что обусловливает использование в их изучении дискурс-анализа, а также методов семантического и стилистического анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Рассмотрение двух фактурных парадигм медиатекстов – новостей из дискурсов здоровья и культуры – позволяет показать, что с учётом хронологии появления медиатекстов, их жанров (анонс, новость, пост в телеграм-канале и т. д.), интертекстуальности, соотношения вербального и визуального и других моментов удаётся установить, что исходным элементом парадигм оказывается телетекст, что объясняется приверженностью региональной аудитории к телевидению как каналу связи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Фактура медиатекста – его ключевой параметр, определяющий во многом его обращение в региональном медиаполе, присутствие его контента в зоне внимания разных сегментов региональной аудитории, что существенно для медиаменеджмента и медийной политики региона.

Об авторе

Т. В. Шмелева
ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»
Россия

ШМЕЛЁВА Татьяна Викторовна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики

173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41



Список литературы

1. Косова И.О. Газетный медиатекст как отражение различных аспектов культурной идентичности // Национальная ассоциация учёных. 2020. № 56-1 (56). С. 67-70. https://elibrary.ru/ezliwy

2. Кудрина Л.В. Сериал как медиатекст: проблемные аспекты // Медиаскоп. 2022. № 3-4. С. 5. https://elibrary.ru/pzpcez

3. Гаврикова О.А. Анализ смысловой организации медиатекстов (на примере кликбейт-заголовков новостного онлайн-издания The Guardian) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 2. С. 207-211. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.2.41, https://elibrary.ru/auqhnu

4. Кобенко Ю.В., Рябова Е.С., Снисар А.Ю. Функции неологизмов в американских средствах массовой информации XXI века // Мир лингвистики и коммуникации. 2018. № 54. С. 231-250. https://elibrary.ru/yrxsix

5. Беспалова Е.А., Ельникова А.В. Библейские фразеологизмы с антропонимическим компонентом в современных медиатекстах // Научный диалог. 2021. № 6. С. 29-42. https://doi.org/10.24224/22271295-2021-6-29-42, https://elibrary.ru/qfppsw

6. Зайцева Н.Н., Нерушева Т.В. К вопросу о сущности и признаках медиатекста // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2020. № 12. С. 178-181. https://doi.org/10.36683/2500-249X/2020-12/178-181, https://elibrary.ru/kfjjsh

7. Трубина Л.А., Солдаткина Я.В. Современный медиатекст: основные методологические подходы к изучению // Текст как филологический феномен: актуальные аспекты рецепции и интерпретации / сост. и науч. ред. Л.А. Трубина, В.К. Сигов. М.: Москов. пед. гос. ун-т, 2018. С. 405-423. https://elibrary.ru/ylufqt

8. Роднова А.Д. Медиатекст телеканала «Вести Алтай»: основные характеристики, классификационные параметры // Молодёжь – Барнаулу: материалы XXV городской науч.-практ. конф. молодых учёных. Барнаул, 2024. С. 199-200. https://elibrary.ru/nalnal

9. Тун Ч., Петрова Т.Е. Поликодовый текст: взаимодействие и взаимообусловленность вербального и невербального // Коммуникативные исследования. 2021. Т. 33 (46). С. 670-672. https://elibrary.ru/ujjfpb

10. Ахренова Н.А., Зарипов Р.И. Лингвопрагматические характеристики современного поликодового мультимодального медиатекста в контексте информационно-психологического воздействия // Медиалингвистика. 2023. Т. 10. № 4. С. 428-449. https://doi.org/10.21638/spbu22.2023.401, https://elibrary.ru/mgsnlk

11. Колесниченко А.В. Типология мультимедийных форматов новостных публикаций // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2024. Т. 49. № 3. С. 122-143. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.3.2024.122143, https://elibrary.ru/gbuplu

12. Аксеновский Д.И. Мультимедийный лонгрид как стратегический контент в цифровой коммуникации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2023. Т. 1. № 4 (42). С. 141-151. https://doi.org/10.51965/2076-7919_2023_1_4_142, https://elibrary.ru/kspyer

13. Муха А.В., Шевченко З.И. Лонгрид как форма мультимедийного контента в современной отечественной и зарубежной журналистике // ОГАРЁВ-ONLINE. 2023. № 6 (191). Ст. 3. https://elibrary.ru/ifgqlk

14. Минчук И. Мультиплатформенность институционального дискурса в Сети: конкуренция в условиях избытка информации // Слова ў кантэксце часу: матэрыялы IV Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, прысвечанай 90-годдзю з дня нараджэння доктара філалагічных навук прафесара А.І. Наркевіча. Рэдкалегія: В.М. Самусевіч. Минск, 2019. С. 192-196. https://elibrary.ru/zagrnb

15. Антонов-Овсеенко А.А., Шитикова Е.М. Мультимедийность и мультиплатформенность как инструменты расширения аудитории и монетизации контента печатных СМИ на современном этапе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2022. № 1 (72). С. 119-125. https://doi.org/10.26456/vtfilol/2022.1.119, https://elibrary.ru/opbpgw


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Шмелева Т.В. Фактура медиатекста как его ключевой параметр. Неофилология. 2024;10(4):967-976. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-967-976

For citation:


Shmeleva T.V. The texture of a media text as its key parameter. Neophilology. 2024;10(4):967-976. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-967-976

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)