Фактура медиатекста как его ключевой параметр
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-967-976
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Представлено осмысление одного из параметров медиатекста – его фактуры – в плане его соотношения с другими параметрами. При этом получает толкование такая потенциальная характеристика медиатекста, как полифактурность, и ставится цель – показать, как она определяет обращения текста в современной медиасфере.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Исследование методологически основано на семиотическом толковании медиатекста и внимании к региональному медиаполю, в рамках которого тексты разных дискурсов формируют фактурные парадигмы и функционируют по фактурным маршрутам, что обусловливает использование в их изучении дискурс-анализа, а также методов семантического и стилистического анализа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Рассмотрение двух фактурных парадигм медиатекстов – новостей из дискурсов здоровья и культуры – позволяет показать, что с учётом хронологии появления медиатекстов, их жанров (анонс, новость, пост в телеграм-канале и т. д.), интертекстуальности, соотношения вербального и визуального и других моментов удаётся установить, что исходным элементом парадигм оказывается телетекст, что объясняется приверженностью региональной аудитории к телевидению как каналу связи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Фактура медиатекста – его ключевой параметр, определяющий во многом его обращение в региональном медиаполе, присутствие его контента в зоне внимания разных сегментов региональной аудитории, что существенно для медиаменеджмента и медийной политики региона.
Ключевые слова
Об авторе
Т. В. ШмелеваРоссия
ШМЕЛЁВА Татьяна Викторовна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики
173003, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41
Список литературы
1. Косова И.О. Газетный медиатекст как отражение различных аспектов культурной идентичности // Национальная ассоциация учёных. 2020. № 56-1 (56). С. 67-70. https://elibrary.ru/ezliwy
2. Кудрина Л.В. Сериал как медиатекст: проблемные аспекты // Медиаскоп. 2022. № 3-4. С. 5. https://elibrary.ru/pzpcez
3. Гаврикова О.А. Анализ смысловой организации медиатекстов (на примере кликбейт-заголовков новостного онлайн-издания The Guardian) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 2. С. 207-211. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.2.41, https://elibrary.ru/auqhnu
4. Кобенко Ю.В., Рябова Е.С., Снисар А.Ю. Функции неологизмов в американских средствах массовой информации XXI века // Мир лингвистики и коммуникации. 2018. № 54. С. 231-250. https://elibrary.ru/yrxsix
5. Беспалова Е.А., Ельникова А.В. Библейские фразеологизмы с антропонимическим компонентом в современных медиатекстах // Научный диалог. 2021. № 6. С. 29-42. https://doi.org/10.24224/22271295-2021-6-29-42, https://elibrary.ru/qfppsw
6. Зайцева Н.Н., Нерушева Т.В. К вопросу о сущности и признаках медиатекста // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2020. № 12. С. 178-181. https://doi.org/10.36683/2500-249X/2020-12/178-181, https://elibrary.ru/kfjjsh
7. Трубина Л.А., Солдаткина Я.В. Современный медиатекст: основные методологические подходы к изучению // Текст как филологический феномен: актуальные аспекты рецепции и интерпретации / сост. и науч. ред. Л.А. Трубина, В.К. Сигов. М.: Москов. пед. гос. ун-т, 2018. С. 405-423. https://elibrary.ru/ylufqt
8. Роднова А.Д. Медиатекст телеканала «Вести Алтай»: основные характеристики, классификационные параметры // Молодёжь – Барнаулу: материалы XXV городской науч.-практ. конф. молодых учёных. Барнаул, 2024. С. 199-200. https://elibrary.ru/nalnal
9. Тун Ч., Петрова Т.Е. Поликодовый текст: взаимодействие и взаимообусловленность вербального и невербального // Коммуникативные исследования. 2021. Т. 33 (46). С. 670-672. https://elibrary.ru/ujjfpb
10. Ахренова Н.А., Зарипов Р.И. Лингвопрагматические характеристики современного поликодового мультимодального медиатекста в контексте информационно-психологического воздействия // Медиалингвистика. 2023. Т. 10. № 4. С. 428-449. https://doi.org/10.21638/spbu22.2023.401, https://elibrary.ru/mgsnlk
11. Колесниченко А.В. Типология мультимедийных форматов новостных публикаций // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2024. Т. 49. № 3. С. 122-143. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.3.2024.122143, https://elibrary.ru/gbuplu
12. Аксеновский Д.И. Мультимедийный лонгрид как стратегический контент в цифровой коммуникации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2023. Т. 1. № 4 (42). С. 141-151. https://doi.org/10.51965/2076-7919_2023_1_4_142, https://elibrary.ru/kspyer
13. Муха А.В., Шевченко З.И. Лонгрид как форма мультимедийного контента в современной отечественной и зарубежной журналистике // ОГАРЁВ-ONLINE. 2023. № 6 (191). Ст. 3. https://elibrary.ru/ifgqlk
14. Минчук И. Мультиплатформенность институционального дискурса в Сети: конкуренция в условиях избытка информации // Слова ў кантэксце часу: матэрыялы IV Міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, прысвечанай 90-годдзю з дня нараджэння доктара філалагічных навук прафесара А.І. Наркевіча. Рэдкалегія: В.М. Самусевіч. Минск, 2019. С. 192-196. https://elibrary.ru/zagrnb
15. Антонов-Овсеенко А.А., Шитикова Е.М. Мультимедийность и мультиплатформенность как инструменты расширения аудитории и монетизации контента печатных СМИ на современном этапе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2022. № 1 (72). С. 119-125. https://doi.org/10.26456/vtfilol/2022.1.119, https://elibrary.ru/opbpgw
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Шмелева Т.В. Фактура медиатекста как его ключевой параметр. Неофилология. 2024;10(4):967-976. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-967-976
For citation:
Shmeleva T.V. The texture of a media text as its key parameter. Neophilology. 2024;10(4):967-976. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-4-967-976