Функционирование местоимений в объективации языковой личности М. Полознева (на материале повести А.П. Чехова «Моя жизнь»)
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-440-451
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Антропологическая парадигма современного научного знания актуализирует изучение языка в тесной взаимосвязи с конкретным носителем, то есть языковой личностью. Этим фактом определяется научная проблема исследования, которая заключается в обращении к изучению интегративного понятия «языковая личность» применительно к персонажу художественного произведения. Цель исследования заключается в анализе функционирования местоимений (слов указующих) в структуре языковой личности персонажа художественного текста.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования является текст повести А.П. Чехова «Моя жизнь», на основе анализа которого осуществляется исследование языковой личности Михаила Полознева. Используются методы сплошной выборки, сравнения, описания, сопоставления, а также статистический метод. На основе метода сплошной выборки выявлено общее количество местоимений (слов указующих) в индивидуальном лексиконе М. Полознева, а также проанализировано их функционирование на всех уровнях языковой личности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проанализировано и описано функционирование 90 слов указующих (местоимений) с общим числом употреблений 3603 в индивидуальном лексиконе М. Полознева, что позволило сделать ряд выводов о специфике языковой личности персонажа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сформулированы выводы о том, что местоимения (слова указующие) выступают средством объективации миромоделирующих категорий в структуре языковой личности персонажа, а их синтагматические связи с концептуально значимыми единицами индивидуального лексикона формируют представление о картине мира главного героя.
Ключевые слова
Об авторе
В. А. ТамазянРоссия
ТАМАЗЯН Валентина Артуровна, аспирант, кафедра русского языка и литературы
140410, Московская обл., г. Коломна, ул. Зелёная, 30
Список литературы
1. Чурилина Л.Н. Языковая личность в художественном тексте. Москва: ФЛИНТА, 2022. 239 с.
2. Дубова М.А., Тамазян В.А. Глаголы мысли как способ характеристики героя-интеллигента в малой прозе А.П. Чехова и А.И. Куприна // Научный диалог. 2022. Т. 11. № 9. С. 88-104. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-9-88-123, https://elibrary.ru/urmodu
3. Дубровская Е.М. Современное состояние теории лингвокультурных типажей // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2024. Т. 15. № 2. C. 394-414. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2024-15-2-394-414, https://elibrary.ru/pfwygz
4. Кадилина О.А., Рядчикова Е.Н. Сильная, слабая и усреднённая языковая личность в коммуникативно-прагматическом и лингвокультурном аспектах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2018. Т. 9. № 4. C. 859-882. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2018-9-4-859-882, https://elibrary.ru/yphabv
5. Казарин Ю.В. Лингвистический анализ текста. Москва: Юрайт, 2020. 132 с.
6. Дубова М.А. Концепт «Мыслительная деятельность» как компонент языковой личности героя в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Неофилология. 2021. Т. 7. № 27. С. 444-452. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-27-444-452, https://elibrary.ru/ifidqe
7. Дубова М.А., Ларина Н.А. Средства лексической репрезентации пространственного континуума в ранних рассказах И.А. Бунина // Научный диалог. 2021. № 10. С. 191-212. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-10-191-212, https://elibrary.ru/bmooap
8. Карпинская Н.В., Шкуран О.В., Шкуран С.А. Характеристика соматической фразеологии в романе Е. Водолазкина «Лавр»: семантика, функциональный потенциал, частотность употребления // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. Т. 14. № 4. C. 1253-1270. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-4-1253-1270, https://elibrary.ru/awxhmg
9. Маслова В.А. Русская языковая и поэтическая картины мира: сущность и дифференциация // Русский тест: теория и практика. 2023. Т. 9. № 1. C. 5-11.
10. Рядчикова Е.Н., Кадилина О.А., Бальян А.М. Алиса из сказок Л. Кэрролла как персонаж и как языковая личность // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2020. Т. 11. № 1. C. 64-77. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-1-64-77, https://elibrary.ru/wipwke
11. Сигал К.Я. Об одном лексико-синтаксическом маркере языковой личности персонажа // Научный диалог. 2021. № 2. С. 127-146. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-2-127-146, https://elibrary.ru/zuaabf
12. Тахтарова С.С., Павлов Д.В. Феномен языковой личности персонажа (на материале романа Энтони Бёрджесса «Однорукий аплодисмент») // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 1 (154). С. 198-203. https://elibrary.ru/mxmoqh
13. Тимофеева А.И. Образ и языковая личность учителя (на примере рассказов А.П. Чехова «Учитель словесности» и «Скучная история)» // Дискурс профессиональной коммуникации. 2020. Т. 2. № 3. С. 85-99. https://doi.org/10.24833/2687-0126-2020-2-3-85-99, https://elibrary.ru/xkqhgn
14. Шаталова О.В. Слово ясно как лексико-синтаксический маркер языковой личности героя романа Е. Замятина «Мы» // Научный диалог. 2022. Т. 11. № 8. С. 121-138. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-8-121-138, https://elibrary.ru/olzobd
15. Шурупова О.С. Речевой портрет маленького человека (на материале повести Л.К. Чуковской «Софья Петровна») // Русская речь. 2022. № 5. С. 104-114. https://doi.org/10.31857/S013161170022858-2, https://elibrary.ru/xlmnam.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Тамазян В.А. Функционирование местоимений в объективации языковой личности М. Полознева (на материале повести А.П. Чехова «Моя жизнь»). Неофилология. 2025;11(2):440-451. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-440-451
For citation:
Tamazyan V.A. Pronouns functioning in the objectification of the linguistic personality of M. Poloznev (based on the story by A.P. Chekhov “My Life”). Neophilology. 2025;11(2):440-451. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-440-451