Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Медиаобраз новых российских государственных праздников: причины резистентности

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-677-687

Аннотация

Медийный компонент социокультурного пространства оказывает существенное влияние на современный праздничный календарь. Государственный праздник служит инструментом самопрезентации власти, значимых для неё идеологических и нравственных ценностей, поэтому резистентность праздника заслуживает особого внимания. Исследование посвящено рассмотрению медийного образа государственного праздника (на примере Дня России, Дня народного единства, Дня семьи, любви и верности, как наиболее резистентных на современном этапе), его ритуально-обрядового комплекса и сакрального смысла как воспринимаемого посредством медиасферы, так и конструируемого массмедиа. Рассмотрены медиатексты институциональных и неинституциональных СМИ, собранные по тематическому запросу поисковой системы Яндекс методом сплошной выборки, что позволяет выявить как официальную точку зрения, так и мнение обычных людей. Выявлены смысловые доминанты дискурса, эмоциональные маркеры текстов. Использованы методы семантического, контекстуального, типологического анализа. Причинами резистентности трёх рассмотренных государственных праздников в обществе установлены: размытость содержательного компонента праздника, отсутствие символико-ритуального комплекса, понятного и принимаемого участниками праздника, непродуманная медиастратегия, то есть неоднозначный выбор даты, символов праздника, вектора его популяризации. Дополнительным фактором резистентности можно назвать транзитивность современного календаря и перенасыщенность его праздничными событиями. Исследование отражения образа праздника в медиапространстве и конструирование его массмедиа значимо для понимания трансформации праздничной культуры на современном этапе, выводы могут быть использованы в методических рекомендациях по проведению праздников для образовательных и культурных учреждений. 

Об авторе

Т. В. Савельева
Миасский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
Россия

Савельева Татьяна Викторовна, кандидат филологических наук, доцент

456313, Челябинская обл., г. Миасс, ул. Керченская, 1 



Список литературы

1. Зелянская Н.Л. Медиаобраз политика: интернет-сообщество как агенс политической реальности // Политическая лингвистика. 2014. № 4 (50). С. 120-126. https://elibrary.ru/tjaqtb

2. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М.: Флинта: Наука, 2008. 263 с. URL: http://www.ffl.msu.ru/research/publications/dobrosklonskaya/dobrosklonskayamedialingvistika.pdf

3. Драчёва Ю.Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах

4. // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 2 (89). С. 134-146. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2019-2-89-13, https://elibrary.ru/xnotzx

5. Михальченко Д.Г. Феноменология резистентности человека // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 31 (212). С. 36-38. https://elibrary.ru/ntwyal

6. Макашова А.С. Государственные праздники в истории культуры России и концепция «изобретения традиции» Э. Хобсбаума // Общество. Среда. Развитие. 2013. № 4 (29). С. 114-118. https://elibrary.ru/rwxolh

7. Юрлова С.В. «Вечный праздник», или Мифология общества потребления // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2010. № 2 (76). С. 15-22. https://elibrary.ru/mufmyv

8. Каткова Т.Е. Тенденции трансформаций праздничных традиций // Культура и цивилизация. 2018. Т. 8. № 2А. С. 212-220. https://elibrary.ru/uwpeus

9. Попова В.Н. Праздник как форма культурной памяти: проблема «забвения» и реконструкции прошлого // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2011. № 1 (87). С. 6-16. https://elibrary.ru/nybixf

10. Красных В.В., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Багаева Д.В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 1997. № 3. С. 62-75. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/3245012/

11. Мышьякова Н.М., Кипнес Л.В. Праздничные тексты современной культуры // Norwegian Journal of development of the International Science. 2022. № 77. С. 40-43. https://doi.org/10.24412/3453-9875-202177-2-40-43, https://elibrary.ru/ufswvv

12. Шаповалов С.Н. Формирование государственных праздников современной России // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 3. С. 20-26. https://elibrary.ru/rbxecr

13. Дзялошинский И.М. Медиакарнавал в эпоху глобализации // Меди@льманах. 2019. № 3 (92). С. 18-28. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.3.2019.1828, https://elibrary.ru/oxktrj

14. Литвинова М.В., Посохова Н.В., Семченкова И.В. Традиционный праздник в современном праздничном календаре: специфика организации и постановки // Наука. Искусство. Культура. 2022. № 1 (33). С. 18-32. https://elibrary.ru/ordgyi

15. Хорина Г.П., Стрельцова Д.А. Патриотическая направленность массовых праздников современной России и молодёжь // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 4. С. 184-191. https://doi.org/10.17805/zpu.2019.4.16, https://elibrary.ru/iwoisv 15. Литвинова М.В., Вереитинова Т.Ю. Трансформация сакрального в праздничной культуре // Наука. Искусство. Культура. 2021. № 2 (30). С. 135-148. https://elibrary.ru/qlmlek

16. Духанова Д. Пётр и Феврония и День семьи, любви и верности: пронатализм и нестабильный гендерный порядок в современной России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. Т. 36, № 2. С. 194-220. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-2-194-220, https://elibrary.ru/uwfevk

17. Ефремова В.Н. Традиционные ценности и современные российские праздники: публичные практики и нарративы // Вестник Пермского университета. Политология. 2022. Т. 16. № 3 (16). С. 41-51. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2022-3-41-51, https://elibrary.ru/shzajd

18. Драчёва Ю.Н., Ильина Е.Н. Медиаобраз деревенского престольного праздника «Ильин день» в лингвокультурологическом и лингвоэпистемологическом аспектах // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 5 (98). С. 19-37. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2020-5-98-2, https://elibrary.ru/vaxxqh

19. Аникин Д.А., Линченко А.А. Памятные даты в символическом пространстве современной России: государственные стратегии и культурные практики // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 2. С. 30-43. https://doi.org/10.18721/JHSS.11203, https://elibrary.ru/jmjecq

20. Лавринова Н.Н., Чеботарёв С.А., Кожевникова Т.М. Социальные функции духовно-нравственных традиций в культуре // Неофилология. 2022. Т. 8. № 1. С. 179-192. https://doi.org/10.20310/2587-69532022-8-1-179-192, https://elibrary.ru/bsdkws


Рецензия

Для цитирования:


Савельева Т.В. Медиаобраз новых российских государственных праздников: причины резистентности. Неофилология. 2023;9(3):677-687. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-677-687

For citation:


Savelyeva T.V. Media image of new Russian public holidays: causes of resistance. Neophilology. 2023;9(3):677-687. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-3-677-687

Просмотров: 57


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)