Функция онейрических миниатюр во внутреннем сюжете романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-644-653
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрено структурное взаимодействие онейрического компонента поэтики романа «Преступление и наказание» с сюжетикой всего произведения. Цель исследования – определить роль онейрических миниатюр в развитии образа главного героя. Для этой цели серия снов главного героя выделяется в отдельный поэтологический конструкт, в котором прослеживаются композиционные переклички с сильной позицией первого сна.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Комплексное изучение произведения Ф.М. Достоевского базировалось на герменевтико-интерпретационном, структурно-семантическом, феноменологическом методах, методе целостного анализа с использованием приёмов мотивного анализа. Особое внимание уделяется герменевтической оппозиции первого и второго снов в плане биполярного психологизма образа Раскольникова. В концепции двусоставной поэтики текста Ф.М. Достоевского цикл онейрических миниатюр анализируется как основа внутреннего сюжета, выявляющего полный недосказанности дискурс о «новом слове» героя.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ разговора с Разумихиным о «великой грусти» показывает несовпадение в авторефлексии героя понятий «истинно великие люди» и «необыкновенные» (в контексте его статьи). Образ лошади из первого сна аллегорически соотносится с картиной кочевнической жизни, которую герой наблюдает в финале произведения, а также со сном о библейском Египте, символизирующем спасение от духовного рабства и одиночества. Подтекстовый образ пророка Моисея трактуется как образ слияния с народом, приводятся этимологические параллели имени «Родион» с египетским происхождением имени «Моисей». Также даются трактовки фамилии «Раскольников» и имени «Соня» в гностическом ключе об «ошибке» в создании мира и о его несовершенстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Экзистенциальная ошибка в умозрительной теории самого Раскольникова выводится из анализа цикла снов героя как проекции внутреннего сюжета во внешний. Данный подход представлен ключом к интерпретации эволюции образа Раскольникова от трагического отчуждения к виталистическому пробуждению.
Об авторе
Е. Е. ИвановРоссия
Иванов Евгений Евгеньевич, кандидат филологических наук, научный сотрудник, доцент кафедры гуманитарных наук
125040, Российская Федерация, г. Москва, Ленинградский проспект, 17
Список литературы
1. Волик Е.Ф. Сновидение как продуктивная форма жизни личности: роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литературоведческий сборник. 2006. № 26-27. С. 180-193. https://elibrary.ru/fpavur
2. Пумпянский Л.В. Достоевский и античность: (Доклад, чит. в Вольной философск. ассоциации 2-го окт. 1921 г.). Пг.: Замыслы, 1922. 48 с.
3. Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М. Достоевского. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. 160 с.
4. Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Исследования и разборы. Екатеринбург: ИФИОС «Словесник», 2010. 904 с.
5. Савельева В.В. Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей. Алматы: Жазушы, 2013. 519 с.
6. Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 297 с.
7. Руднев В.П. Реальность как ошибка. М.: Гнозис, 2011. 320 с. https://elibrary.ru/qxbwxj
8. Карасёв Л.В. Онтологическая поэтика: автокомментарий // Вопросы философии. 2015. № 1. С. 188-199. https://elibrary.ru/tjrgax
9. Иванов Е.Е., Иванова Г.П. Сон в прозе Гайто Газданова как литературная проблема // Неофилология. 2021. Т. 7. № 25. С. 91-101. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-25-91-101, https://elibrary.ru/kgimyi
10. Кроо К. Творческое слово Ф.М. Достоевского – герой, текст, интертекст. СПб.: Академический проект, 2005. 288 с.
11. Йонас Г. Гностицизм (Гностическая религия). СПб.: Изд. дом «Лань», 1998. 384 с.
12. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. 989 с. https://elibrary.ru/qofiub
13. Акелькина Е.А. Новые подходы к осмыслению аллюзий в творчестве Ф.М. Достоевского (рецензия на монографию В.В. Иванова «Сакральный Достоевский») // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 1 (35). С. 42-43. https://elibrary.ru/xifjnc
14. Иванов Е.Е. Влияние сюжетики «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского на романы Гайто Газданова // Достоевский и литературный процесс XIX века. Поэтика прозы Достоевского. Материалы Всероссийского симпозиума. М.: МАКС Пресс, 2022. С. 39-46. https://elibrary.ru/tgaspj
15. Касаткина Т.А. Обзор II Международной научной онлайн-конференции «Преступление и наказание»: современное состояние изучения» (Москва, 28 февраля – 2 марта 2023 года)» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 2 (22). С. 241-314. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2023-2-241-314, https://elibrary.ru/oonkvg
16. Юрьева О.Ю. Название «Преступление и наказание» как ключ к целостному анализу романа Ф.М. Достоевского в школе. Статья 2. Наказание. Достоевский и мировая культура // Филологический журнал. 2024. № 1 (25). С. 204-254. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2024-2-204-254, https://elibrary.ru/orxooo
17. Магарил-Ильяева Т.Г. Гностицизм в литературе русского реализма: ранний Достоевский // Русская литература и философия: пути взаимодействия. М.: Водолей, 2018. С. 196-216. https://elibrary.ru/yrabyc
18. Касаткина Т.А. Священное в повседневном: двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 с. https://elibrary.ru/zgrrsb
19. Карасёв Л.В. Онтологическая поэтика (Краткий очерк) // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда: сб. статей. Т. 1. М.: ИФ РАН, 2005. С. 91-114. https://elibrary.ru/saevub
20. Вишняков А.Г. Пролегомены к титрологии художественного текста: постановка проблемы // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2018. № 1. С. 71-76. https://elibrary.ru/xmzstb
21. Юрьева О.Ю. Название «Преступление и наказание» как ключ к целостному анализу романа Ф.М. Достоевского в школе. Статья 1. Преступление. Достоевский и мировая культура // Филологический журнал. 2024. № 1. С. 168-197. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2024-1-168-197, https://elibrary.ru/ydetnp
22. Иванов Е.Е. Присутствие «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского в прозе Г. Газданова // Достоевский в смене эпох и поколений: материалы 2 Международной научной конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Омск, 2021. С. 170-174. https://elibrary.ru/ajzrbg
23. Вишняков А.Г. О механическом и органическом в художественном тексте. Практические аспекты // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2019. № 3. С. 54-58. https://elibrary.ru/cykecl
24. Кадушина О.И. «Сны преступника с «нежным сердцем»: поэтика пространственной организации сновидений Родиона Раскольникова // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. 2021. № 4. С. 17-37. https://doi.org/10.26170/2306-7462_2021_04_02, https://elibrary.ru/jvhhrc
25. Стайн М. Принцип индивидуации. О развитии человеческого сознания. M.: Когито Центр, 2009. 176 с. https://elibrary.ru/raxvhv
26. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. М.: РОССПЭН, 2004. 376 с. https://elibrary.ru/qwgjct
Рецензия
Для цитирования:
Иванов Е.Е. Функция онейрических миниатюр во внутреннем сюжете романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Неофилология. 2024;10(3):644-653. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-644-653
For citation:
Ivanov E.E. The function of oneiric miniatures in the inner plot of F.M. Dostoevsky’s novel “Crime and Punishment”. Neophilology. 2024;10(3):644-653. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2024-10-3-644-653