Лексика ограниченного употребления в рекламе: функциональный аспект
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-56-68
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. В современных условиях развития рекламной индустрии одним из инструментов формирования коммуникационной стратегии продукта становится использование лексики ограниченного употребления, обладающей несомненными преимуществами и вместе с тем имеющей целый ряд ограничений и условий использовании. Цель исследования – выявление функций, реализуемых лексикой ограниченного употребления в рекламной коммуникации.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материал исследования – более 80 текстов наружной, печатной, видеорекламы. Методологической основой исследования стал следующий комплекс методов: направленная выборка, описательно-аналитический, функционально-стилистический, интроспекция, типологизация.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Наиболее распространёнными типами лексики ограниченного употребления, используемой в рекламе, являются неологизмы и жаргонизмы. Вместе с тем и другие пласты лексики характеризуются частотностью и высокой функциональной нагрузкой. Диалектизмы формируют образ натурального продукта, придают рекламе местный колорит. Профессионализмы и термины создают образ «экспертного» и надёжного бренда. Жаргонизмы позволяют выстроить коммуникацию с целевой аудиторией на её языке и установить доверительные отношения. Неологизмы привлекают внимание и вызывают интерес к рекламному тексту, формируют лояльность потребительской аудитории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Лексика ограниченного употребления широко используется в рекламе и выполняет целый ряд функций: привлечение внимания и создание уникального голоса бренда; передача ключевых характеристик продукта или услуги; создание эмоциональной связи с целевой аудиторией; побуждение к действию; создание комического эффекта.
Об авторе
М. В. ТерскихРоссия
ТЕРСКИХ Марина Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики
644077, г. Омск, просп. Мира, 55-А
Scopus ID: 57195804163
Список литературы
1. Пядышева Т.Г. Язык рекламы: структурные особенности рекламных текстов // Неофилология. 2022. Т. 8. № 1. С. 154-162. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-1-154-162, https://elibrary.ru/unphur
2. Котик О.В. Неологизмы в рекламном тексте (на материале русского и английского языков) // Культурная жизнь Юга России. 2007. № 6 (25). С. 79-80. https://elibrary.ru/kvupxf
3. Хомутова А.А. Язык и стиль современной рекламы // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2019. № 11. С. 24-27. https://elibrary.ru/wwiima
4. Анненкова А.В. Неологизмы в поликодовом тексте имиджевой рекламы: некоторые особенности употребления в контексте медиасферы // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2023. № 13 (4). С. 64-81. https://doi.org/10.21869/2223-151X-2023-13-4-64-81, https://elibrary.ru/tjrvof
5. Буряк Н.Ю. Язык рекламы как метод психологического воздействия на потребителя в социокультурной коммуникации современного общества // Вестник ИМСИТ. 2021. № 4 (88). С. 59-62. https://elibrary.ru/gcpzhn
6. Chauhan G.S. Advertising language: the psychology behind the advertising messages // Language in India. 2006. Vol. 6. № 6. https://www.researchgate.net/publication/352166830_Advertising_Language_The_Psychology_Behind_Advertising_Messages
7. Иванова В.А., Котова А.А. Претесты рекламы: коммуникативная и психологическая эффективность // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 1. С. 305-310. https://doi.org/10.34755/IROK.2021.77.41.039, https://elibrary.ru/zkqajx
8. Жданова Е.Ю. Рекламный текст как объект лингвистического исследования // Вектор науки Тольят- тинского государственного университета. 2015. № 2-1 (32-1). С. 82-85. https://elibrary.ru/tycpfj
9. Дмитрук Л.А. Лексика с севернорусской диалектной базой в русском литературном языке // Неофи- лология. 2021. Т. 7. № 25. С. 5-11. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-25-5-11, https://elibrary.ru/blyzgx
10. Полякова О.А. Диалектизмы в рекламных и PR-текстах: особенности, функции и перспективы использования // Русский язык в поликультурном мире: материалы 1 Междунар. симпозиума. Ялта: Ариал, 2017. С. 336-341. https://elibrary.ru/zdzvov
11. Полякова О.А. Лексика ограниченного употребления в рекламных и PR-текстах (функциональный аспект) // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2017. № 1. С. 86-95. https://elibrary.ru/zbmvsh
12. Углова Н.В. Употребление жаргонных слов в рекламных текстах // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2016. № 1 (11). С. 49-64. https://elibrary.ru/xchlfl
13. Галомазова Е.С. Языковая специфика рекламного дискурса // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2015. № 1. С. 30-33. https://elibrary.ru/scazub
14. Бернадская Ю.С. Текст в рекламе. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 288 с.
Рецензия
Для цитирования:
Терских М.В. Лексика ограниченного употребления в рекламе: функциональный аспект. Неофилология. 2025;11(1):56-68. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-56-68
For citation:
Terskikh M.V. Limited use vocabulary in advertising: functional aspect. Neophilology. 2025;11(1):56-68. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-56-68