Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Место риторики в процессе междисциплинарной интеграции наук

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-160-171

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Поднят вопрос о характере междисциплинарных связей риторики, поскольку неоднозначность её статуса порождает и сложности в установлении её связей с другими гуманитарными науками. В связи с этим цель состоит в описании форм межпредметных связей, характерных для современных гуманитарных исследований, и уточнении места риторики в этой системе.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования являются междисциплинарные связи риторики с другими гуманитарными дисциплинами. Для их всестороннего анализа использовалась совокупность дополняющих друг друга общенаучных (абстрагирование, классифицирование, систематизация, интерпретация и др.), а также филологических (сопоставительный анализ назначения гуманитарных дисциплин, дискурсанализ и др.) методов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проанализированы формы междисциплинарности риторики. Они разделены на конструктивные (когда для решения вопросов, находящихся на стыке наук, объединяются самостоятельные дисциплины) и деструктивные (когда имеет место механическое объединение фрагментов разных наук). К первой группе относятся: образование новой науки на стыке других наук; объединение двух равноправных дисциплин для обслуживания специфической области познания; взаимодействие науки и практики; временное объединение самостоятельных наук для решения некоторой сложной проблемы; традиционные формы обогащения наук путём использования концепций, методов и т. п. других наук. Ко второй группе относится межпредметный плагиат: подмена содержания риторики фрагментами, заимствованными из других наук; распределение содержания риторики по другим дисциплинам; неоправданное расширение предмета науки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Обобщена классификация межпредметных связей риторики. Сделан вывод о её истинном месте в системе гуманитарных наук.

Об авторе

Т. В. Анисимова
Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России
Россия

АНИСИМОВА Татьяна Валентиновна, доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин

198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1



Список литературы

1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Философские мысли натуралиста. Москва, 1988. 271 c. https://elibrary.ru/kbqmgg

2. Теоретические основы пиар-риторики / отв. ред. Т.В. Анисимова. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. 511 с. https://elibrary.ru/axukyi

3. Ворожбитова А.А. Теория и практика лингвориторической парадигмы: Сочинская школа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2012. № 4. С. 77-83. https://elibrary.ru/pjovfp

4. Курскова Г.Ю., Земскова П.Е. Интегративная междисциплинарность юридической риторики // Муромцевские чтения: сб. ст. 20 Междунар. науч. конф. Москва: РГГУ, 2020. С. 54-61. https://elibrary.ru/rqetip

5. Норман Б.Ю., Мухин М.Ю. Междисциплинарные тренды современной лингвистики // Филологический класс. 2021. Т. 26. № 2. С. 33-39. https://elibrary.ru/ilwgdp

6. Воронцова Ю.А., Хорошко Е.Ю. Особенности формирования лексической компетенции на основе профессионально ориентированного дидактического материала // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. Т. 1 (71). С. 105-110. https://elibrary.ru/djbgnq

7. Жигунова Т.С. Междисциплинарность как ключевая характеристика научного исследования индустрии туризма и гостеприимства // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 7. С. 226-227. https://doi.org/10.23672/d8368-0237-0796-y, https://elibrary.ru/rmqiad

8. Перминова Л.М. Полидисциплинарность и междисциплинарность в педагогике и дидактике: методологический анализ, пути решения // Осовские педагогические чтения: материалы Междунар. науч. практ. конф. Саранск, 2023. С. 529-537. https://elibrary.ru/bcrxpn

9. Анисимова Т.В. Содержание риторической компетенции выпускника юридического вуза // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 1 (71). С. 127-131. https://elibrary.ru/okkukq

10. Гимпельсон Е.Г. Риторический жанр как основа коммуникативной компетентности специалиста // Педагогика современности: дошкольное образование: материалы Междунар. науч. практ. конф. Москва, 2024. № 2-1 (29). С. 34-38. https://elibrary.ru/nqechl

11. Монгина Ф.М., Говорухина Ю.А. Планирование учебной деятельности в процессе формирования коммуникативной компетенции // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 2 (64). С. 101-104. https://elibrary.ru/ohyqhr

12. Пригарина Н.К. Место риторики в процессе формирования коммуникативной компетенции специалиста // Филологический аспект. 2024. № S4 (27). С. 23-29. https://elibrary.ru/huvtan

13. Осмоловская И.М. Методологические аспекты междисциплинарных исследований в образовании // Ценности и смыслы. 2023. № 4 (86). С. 28-40. https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-4-28-40, https://elibrary.ru/yaeufj

14. Дединкин А.Л. Юридический дискурс как многомерный интегративный феномен и юрислингвистика как синкретическая наука // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 1 (85). С. 220-228. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-1-220-228, https://elibrary.ru/yilrma

15. Анисимова Т.В. Современный учебник по риторике для вузов: проблемы, композиция, текст // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 4. С. 240-251. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-4-240-251, https://elibrary.ru/tnfbcm

16. Малюкова О.В. Логические основания законов юридической риторики // Lex Russica (Русский закон). 2023. Т. 76. № 9 ( 202). С . 1 21-132. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2023.202.9.121-132, https://elibrary.ru/csqchd

17. Сердобинцев К.С. О важности философии // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 2 (72). С. 131-135. https://elibrary.ru/fgwiry

18. Tindale Ch.W. The philosophy of argument and audience reception. New York: Cambridge University Press, 2015. 244 p. https://doi.org/10.1017/CBO9781316181645

19. Сердобинцев К.С. Философия. Методологические и прогностические возможности анализа общественного развития // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 1 (59). С. 90-93. https://elibrary.ru/uamwre


Рецензия

Для цитирования:


Анисимова Т.В. Место риторики в процессе междисциплинарной интеграции наук. Неофилология. 2025;11(1):160-171. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-160-171

For citation:


Anisimova T.V. The place of rhetoric in the process of interdisciplinary integration of sciences. Neophilology. 2025;11(1):160-171. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-160-171

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)