Спортивный дискурс на «Ютьюб»: структура и специфика контента
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-148-159
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Видеохостинг «Ютьюб» стал эффективной площадкой для функционирования и развития спортивного дискурса. Актуальность изучения спортивного ютьюб-контента определяется недостаточной изученностью данного вопроса, несмотря на растущий интерес исследователей к спортивному дискурсу и к полимодальным текстам, которые обеспечивают наполнение блогов. Цель – систематизировать спортивные ютьюб-каналы, выявив их общие, структурные и жанрово-форматные особенности.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом для исследования послужили ютьюб-каналы спортивной тематики. В качестве базового был использован метод контент-анализа спортивных ютьюб-каналов, собранных методом сплошной выборки. Весь спектр ютьюб-каналов характеризуется по нескольким параметрам: экономическая основа медиадеятельности, уровень технического сопровождения медиадеятельности, тематическая и жанрово-форматная специфика контента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Разграничиваются три типа каналов: каналы спортивных СМИ и спортивных лиг – медиатексты первого порядка, авторские ютьюб-проекты профессиональных журналистов о спорте и материалы блогеров-непрофессионалов – медиатексты второго порядка, контент рядовых пользователей – медиатексты третьего порядка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследование существующих медийных практик, функционирующих в русскоязычном спортивном сегменте «Ютьюб», позволяет сделать вывод, что в спортивном секторе видеоблогинга представлены каналы самых разных форматов. Можно говорить о доминировании каналов профессиональной направленности, в которых специалисты, спортсмены, журналисты рассказывают о спорте.
Ключевые слова
Об авторе
О. С. РогалеваРоссия
РОГАЛЕВА Ольга Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент, ученый секретарь, доцент кафедры журналистики и медиалингвистики
644077, г. Омск, просп. Мира, 55-А
Список литературы
1. Зильберт Б.А., Зильберт А.Б. Спортивный дискурс: базовые понятия и категории; исследовательские задачи // Язык, сознание, коммуникация. М., 2001. Вып. 17. С. 45-55. https://elibrary.ru/UBLBCJ.
2. Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Спортивная журналистика: учебник для магистров. Москва: Издательство Юрайт, 2014. 427 с. https://elibrary.ru/VTTXXJ.
3. Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование: монография / Науч. ред. Н.А. Кузьмина. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2011. 324 с. https://elibrary.ru/QYMJAD.
4. Малышева Е.Г. Тематическое своеобразие субдискурсов современного спортивного дискурсивного пространства (на материале текстов интернет-СМИ о дзюдо) // Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения: матер. 56-го междунар. форума (13–14 апреля 2017 г.) / отв. ред. В.В. Васильева. 2017. № 2: в 2 т. Т. 1. СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2017. С. 266-267. https://elibrary.ru/YGRTWB.
5. Горшкова Л.А. Коммуникативные особенности социального медиа YouTube в современном информационном пространстве // Медиасреда. 2020. №2. С. 94-100. https://doi.org/10.24411/2070-0717-2020-10217, https://elibrary.ru/xftjve.
6. Градюшко А.А. Платформа YouTube как площадка для массмедиа: оценка эффективности // Труды Беларусского государственного технологического университета. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2019. №2 (225). С. 63-69. https://elibrary.ru/ITMIZS.
7. Кушнерук С.Л. Tелеграм-дискурс как порождение цифровой экосистемы: визуализация формата // Terra Linguistica. 2024. Т. 15. № 2. С. 85-91. https://doi.org/10.18721/JHSS.15208.
8. Горина Е.В. Конституирующие признаки дискурса Интернета: автореф. дис. …д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2016. 55 с. https://elibrary.ru/zpzpcr.
9. Шестерина А.М. Видеоблогинг как платформа популяризации ценностей культуры // Этнопсихолингвистика. 2022. №3 (10). С. 41-50. https://doi.org/10.31249/epl/2022.03.03, https://elibrary.ru/PCMFHU.
10. Грушевская В.Ю. Дискурсивные особенности молодежных видеоблогов в российском сегменте YouTube // Дискурс-Пи. 2021. №3. С. 160-175. https://doi.org/10.17506/18179568_2021_18_3_160, https://elibrary.ru/GPBDIL.
11. Хомич Д.А., Щепилова Г.Г. Развитие жанра видеоинтервью в российских спортивных онлайн-медиа (на примере YouTube-канала "Красава") // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2022. № 2. Том 28. С. 43-51. https://doi.org/10.15826/izv1.2022.28.2.024, https://elibrary.ru/CFSACF.
12. Рева Е.К., Межина В.А. Особенности предоставления контента на YouTube об экстремальных ситуациях: жанры и форматы // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 5. С. 110-115. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2020-15-5-110-115, https://elibrary.ru/APODXT.
13. Копылова Т.Р., Иванова С.С. Коммуникативно-прагматические параметры естественно-научного видеоблога как жанра интернет-дискурса // Многоязычие в образовательном пространстве. 2023. №1. С. 32-38. https://doi.org/10.35634/2500-0748-2023-15-1-32-38, https://elibrary.ru/CFJLDS.
14. Текутьева И.А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга // Медиасреда. 2016. № 11. С. 107-113. https://elibrary.ru/XENXER.
15. Лущиков В. А., Терских М. В. Жанрово-тематические и языковые особенности видеоблогов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. № 4(14). С. 57-75. https://elibrary.ru/YLRQTJ.
16. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. – 2020. – 180 с. https://doi.org/10.31453/kdu.ru.91304.0107, https://elibrary.ru/ CQKWES.
17. Корецкий М.Д. Трансформация телевизионных жанров на площадке YouTube на примере деятельности Алексея Пивоварова // Медиасреда. 2020. № 1. С. 41-44. https://doi.org/10.24411/2070-0717-2020-10109, https://elibrary.ru/ DJRHCI.
18. Малышева Е.Г. Видеоэссе о кино: способы репрезентации и интерпретации содержательных доминант в поликодовом медиатексте // Известия Смоленского государственного университета. 2024. № 2 (66). С. 58-76. https://doi.org/10.35785/2072-9464-2024-66-2-58-76, https://elibrary.ru/WHCXDP.
19. Куницына Н.В. Интервью – ток-шоу – подкастинг: классика жанра в контексте медийных трансформаций // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2021. № 2. Том 2. С. 140-147. https://doi.org/10.51965/2076-7919_2021_2_2_140, https://elibrary.ru/EDKGJO.
20. Болотнов А.В. Стрим как новый гипермедиажанр // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. 2021. №2. С. 111-120. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2021.2.10, https://elibrary.ru/EALVVK.
Рецензия
Для цитирования:
Рогалева О.С. Спортивный дискурс на «Ютьюб»: структура и специфика контента. Неофилология. 2025;11(1):148-159. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-148-159
For citation:
Rogaleva O.S. Sports discourse on “YouTube”: structure and specificity of content. Neophilology. 2025;11(1):148-159. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-148-159