Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Добро, Зло и человек: трансформация мистических мотивов в малой прозе Ю. Мамлеева

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-465-476

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Исследование посвящено творчеству писателя Юрия Мамлеева. Цель исследования – раскрыть роль системообразующей антиномии Добро-Зло в рассказах прозаика. Проанализировать функции мотивов Бездны, Абсолюта как центральных и категориально значимых в малой прозе автора. Рассмотрена позиция человека, находящегося между данными категориями и являющегося своеобразным «медиатором» в системе образов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили рассказы Ю.В. Мамлеева. В работе, наряду с мотивным анализом, использованы герменевтический, структурносемантический, компаративистский методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Воплощённая писателем схема художественного конфликта Добро-Человек-Зло является системообразующей и универсальной в художественном мире Ю. Мамлеева. В представленной образно-антиномической системе ключевое значение приобретает ситуация экзистенциального Выбора, где личность наделяется функцией одновременно и субъекта, и объекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Научная новизна работы заключается в рассмотрении нарративной стратегии Ю. Мамлеева с точки зрения антиномизма и художественного конфликта, что позволяет проникнуть вглубь текста, обнаружить в нём новые смысловые грани. Настоящее исследование обогащает базу знаний о русской литературе второй половины ХХ века, её андеграундной составляющей.

Об авторе

В. А. Чаурова
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
Россия

ЧАУРОВА Валерия Александровна, аспирант, кафедра русской и зарубежной литературы

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Список литературы

1. Скрябина Т.Л. Московский круг в романе «Другой»: символико-метафизический аспект поздней прозы Ю. Мамлеева // Вестник культурологии. 2023. № 2 (105). С. 156-170. https://doi.org/10.31249/hoc/2023.02.09, https://elibrary.ru/vdzruz

2. Слобожанин А.В. «Ранние рассказы» Ю.В. Мамлеева: зарождение «Метафизического реализма» // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2014. № 2 (10). С. 41-49. https://elibrary.ru/shnyon

3. Евтушенко Н.Ю. Метафизика и литература: художественная проза Ю. Мамлеева в контексте философского опыта писателя // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 60 (1). С. 59-63. https://elibrary.ru/kjvrhz

4. Осьмухина О.Ю., Трушкина А.П., Арестова О.Д. Сюрреалистическая образность прозы Ю. Мамлеева (на материале рассказа «Валюта») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 9. С. 60-64. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.9.12, https://elibrary.ru/bsgyrh

5. Колмыкова С.С. Специфика авторской интерпретации традиционного «двоемирия» в позднем творчестве Ю. Мамлеева (на материале рассказов писателя) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 8. С. 259-271. https://elibrary.ru/pijllf

6. Жиндеева Е.А., Четвергова С.С. Художественное воплощение хронотопа «Двоемирие» в рассказах Ю.В. Мамлеева // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. Т. 14. № 2-6. С. 1513-1517. https://elibrary.ru/pxiaif

7. Дещенко М.Г. Соприкосновение земного бытия человека с потусторонним как жанровый маркер новеллы Юрия Мамлеева «Голубой» // Научные записки Харьковского национального педагогическогоуниверситета им. Г.С. Сковороды. Серия литературоведение. № 4 (76). Ч. 1. 2013. С. 57-64. https://oaji.net/articles/2014/796-1401687907.pdf

8. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. Санкт-Петербург: Питер, 2021. 256 с. https://elibrary.ru/lrotgt

9. Терешкина Д.Б. «А покупают голубецъ на москвѣ по дешевой ценѣ»: голубой цвет в русской словесной культуре // Ученые записки НовГУ. 2021. № 1 (34). С. 71-75. https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.1(34).66-70, https://elibrary.ru/wnyyeg

10. Семыкина Р.С.-И. Метафизическая космоантропология Ю. Мамлеева // Материалы 2 Междунар. симп. «Русская словесность в мировом культурном контексте». Москва: Фонд Достоевского, 2008. С. 579-580. https://search.rsl.ru/ru/record/01004270044?ysclid=m35qm8h38f404822134

11. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. Санкт-Петербург: Аксиома, 1996. 231 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01001754727?ysclid=m71rscb991634291908

12. Богданова О.А. «Дачный миф» в русской литературе рубежа XX–XXI вв.: случай Юрия Мамлеева // Studia Litterarum. 2023. Т. 8. № 2. С. 200-219. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2023-8-2-200-219, https://elibrary.ru/eetzbn

13. Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии: антиномизм и бинарный архетип в русской литературе 20 века. Москва: Изд-во РУДН, 2010. 491 с. https://elibrary.ru/qvtftt

14. Хорева Л.Г. Малая проза Ю. Мамлеева: традиция или антитрадиция // Научный диалог. 2018. № 12. С. 246-256. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-12-246-256, https://elibrary.ru/ytpjel.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Чаурова В.А. Добро, Зло и человек: трансформация мистических мотивов в малой прозе Ю. Мамлеева. Неофилология. 2025;11(2):465-476. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-465-476

For citation:


Chaurova V.A. Good, Evil, and man: transformation of mystical motifs in Yu. Mamleev’s prose. Neophilology. 2025;11(2):465-476. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-465-476

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)