Теоретические особенности интеграции медиацентров в условия развития современных школ
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-492-502
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрены теоретические аспекты интеграции медиацентров в современные школы России и их роль в модернизации структуры медиапотребления. В условиях цифровизации и изменения образовательных подходов медиацентры становятся важным инструментом для формирования критического мышления и медиаграмотности у учащихся. Цель исследования – определить ключевые подходы к интеграции медиацентров в образовательную систему и оценить их влияние на учебный процесс.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использованы теоретический анализ, систематизация данных, сравнительный анализ существующих моделей интеграции медиацентров, а также анкетирование и интервьюирование педагогов и учащихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ показал, что успешная интеграция медиацентров способствует повышению качества образования, развитию медиакультуры и формированию у учащихся навыков критического анализа информации. Выявлены основные факторы, влияющие на эффективность работы медиацентров, включая технологическую инфраструктуру и уровень подготовки педагогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Интеграция медиацентров в образовательную систему России требует комплексного подхода, включающего модернизацию инфраструктуры и обучение педагогов. Будущие исследования могут быть направлены на разработку методик эффективного использования медиацентров в образовательном процессе.
Ключевые слова
Об авторе
П. А. ВаккерРоссия
ВАККЕР Полина Андреевна, аспирант, кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
656049, г. Барнаул, пр-кт Ленина, 61
Список литературы
1. Ягодкина М.В. Коммуникативные аспекты современной медиасферы // Царскосельские чтения: материалы Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург: Ленинград. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, 2017. С. 329-332. https://elibrary.ru/yovgdv
2. Романов И.В., Матанис В.А. Медиацентр в современной образовательной организации: цели и задачи деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4-4. С. 36-39. https://elibrary.ru/yjjxgx
3. Зинченко В.С. Опыт создания и функционирования регионального молодёжного медиацентра // Журналистика в глобальном мире: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону: АкадемЛит, 2022. С. 172-174. https://elibrary.ru/jryhrm
4. Кузьмина Н.А. Интертекстуальность и прецедентность как базовые когнитивные категории медиадискурса // Медиаскоп. 2011. № 1. Ст. 10. https://elibrary.ru/ohkhbz
5. Геворгян А.А., Нариманян Н.А. Студенческие СМИ в эпоху цифровизации (из опыта создания студенческого англоязычного мультимедийного издания) // Вестник Пятигорского государственного университета. 2020. № 2. С. 148-151. https://elibrary.ru/ynxcbx
6. Бучатский А.Н., Колесов А.К., Курбатов Д.А. и др. Особенности проблематики медиа в контексте современного образования // Научно-образовательная информационная среда XXI века: сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. Петрозаводск, Петрозавод. гос. ун-т, 2014. С. 20-25. https://elibrary.ru/tcpsjv
7. Викулова Л.Г. Печатный журнал как инструмент развития коммуникативной культуры подростка // Когнитивно-дискурсивное пространство в современном гуманитарном знании: сб. науч. тр. Краснодар: КубГУ, 2018. С. 71-78. https://elibrary.ru/xulrfj
8. Иванова П.Г. Студенческий медиацентр как координатор медийной активности студенческого сообщества университета // Теория журналистики: от традиционного газетоведения до современного медиазнания: сб. материалов Студенческих науч. чтений. Екатеринбург: Урал. фед. ун-т им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2023. С. 140-143. https://elibrary.ru/gamvkt
9. Вовк Е.В., Везетиу Е.В. Медиацентр как медиаобразовательная технология по формированию коммуникативных компетенций студента вуза // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1 (98). С. 224-226. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-198-224-226, https://elibrary.ru/mcdwai
10. Новикова Т.Е. Медиацентр как площадка для профессиональной подготовки будущих специалистов в области средств массовой коммуникации: опыт Института филологии и журналистики ННГУ // Региональная школа журналистики: векторы исследования: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Нижний Новгород: Нац. исслед. Нижегород. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2022. С. 80-84. https://elibrary.ru/iygwzk
11. Mitchell W.J.T. Showing seeing: a critique of visual culture // Journal of Visual Culture. 2002. Vol. 1. № 2. P. 165-181. https://doi.org/10.1177/147041290200100202
12. Мендельбаум Я. Факультетские издания как элемент системы СМИ вуза // Актуальные проблемы журналистики: сб. тр. молодых учёных. Томск: Изд-во НТЛ, 2013. 164 с.
13. Ташмухамедова Г.Х. Медиацентруниверситета как база для создания нового цифрового контента // Современное образование. 2021. № 2 (99). С. 24-28. https://elibrary.ru/abgkln
14. Левинская А.Р. Медиацентр как форма студенческого самоуправления // Формирование профессионализирующей среды в условиях учебно-воспитательного процесса вуза: сб. материалов II открытой науч.-практ. конф. Пермь: Перм. гос. гум.-пед. ун-т, 2014. С. 36-37. https://elibrary.ru/uvtwlv
15. Речкина А.В. Медиацентр как часть ЦОС // Социально-гуманитарные знания. № 2. 2022. С. 344. https://doi.org/10.34823/SGZ.2022.2.51803, https://elibrary.ru/kiynoz
16. Чалкина М.В. Медиацентр как структура, обеспечивающая продвижение образовательного учреждения в медиапространстве // Научный журнал. 2020. № 4 (49). С. 63-65. https://elibrary.ru/frglyo
17. Мамедова М.К., Васильева К.А., Белолипецкая А.И. Медиацентр как инструмент развития профессиональных компетенций студентов // Современные тенденции, проблемы и пути развития физической культуры, спорта, туризма и гостеприимства: сб. материалов XVII Междунар. науч.-практ. конф. Москва: ООО «НКЦОбразование», 2023. С. 438-442. https://elibrary.ru/rtmada
18. Ваккер П.А. Организация работы медиакомьюнити в высших учебных заведениях (на примере Алтайского края) // Журналистика будущего: Диалог в Метавселенной: сб. науч. ст. и материалов I Медиафорума исследователей и практиков. Казань: Логос-Пресс, 2024. С. 24-30. https://elibrary.ru/tlongj.
Рецензия
Для цитирования:
Ваккер П.А. Теоретические особенности интеграции медиацентров в условия развития современных школ. Неофилология. 2025;11(2):492-502. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-492-502
For citation:
Vakker P.A. Theoretical features of the integration of media centers in the conditions of modern schools development. Neophilology. 2025;11(2):492-502. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-492-502