Специфика диалога с натуральной школой в рассказе «Артемий Семёнович Бервенковский» А.К. Толстого
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-88-97
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования обусловлена отсутствием работ, анализирующих специфику рецепции А.К. Толстым традиций натуральной школы. Цель исследования – обнаружение в ранней прозе писателя приёмов физиологизма, анализ её межтекстовых связей и определение идейно-художественного своеобразия.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования является рассказ А.К. Толстого «Артемий Семёнович Бервенковский» (1845). Применены историко-литературный метод, контекстный, сравнительный и идейно-тематический анализы, описательный метод.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В произведении посредством приёма детализации повествования и развёртывания диалогического конфликта «мечтателя» и «практика» сатирически изображена жизнь провинциального помещика. Обнаружены связи с «Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и поэмой «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, гимном «Гром победы, раздавайся!..» на стихи Г.Р. Державина и музыку О.А. Козловского. В рассказе А.К. Толстого, как и в «Повести...», воссоздана комически-травестийная атмосфера повествования, применяются приёмы абсурда, гротеска и словесной игры; прослеживается взаимосвязь с семантикой, идущей от жанровых обозначений «Мёртвых душ» как романа дороги и поэмы, предполагающих, соответственно, рассмотрение типичных явлений русской жизни и философскую рефлексию относительно судьбы России и смысла существования русского помещика. Идейно-художественное своеобразие рассказа заключается в критике системы взглядов и жизненных устремлений главного персонажа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Полученные результаты могут быть применены в курсе русской литературы ХIХ века (вторая треть), в спецкурсах, посвящённых изучению творчества А.К. Толстого. Перспективы исследования видятся в дальнейшем изучении диалога писателя с натуральной школой.
Об авторе
С. М. ПронченкоРоссия
ПРОНЧЕНКО Сергей Михайлович, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин
241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14
Scopus ID: 57224587016
Researcher ID: AAC-7055-2020
Список литературы
1. Котельников В.А. Алексей Константинович Толстой в жизни и в литературе. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2020. 864 с. https://elibrary.ru/hpcptg
2. Калугина О.В. Границы реализма: к проблеме терминологии // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 4 (101). С. 92-100. https://doi.org/10.22204/2587-8956-2020-101-04-92-100, https://elibrary.ru/npxxfh
3. Степанов А.Д. Переходная эпоха в литературе и термин реализм (1840–1850-е гг.) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2022. Т. 19. № 3. С. 497-514. https://doi.org/10.21638/spbu09.2022.306, https://elibrary.ru/ilnqgk
4. Маслова В.А. Натурализм во французской литературе второй половины XIX века: истоки и противоречия // Социология. 2021. № 6. С. 203-210. https://elibrary.ru/gkjinn
5. Жучкова А.В. О Белинском и реализме, которого не было // Вопросы литературы. 2023. № 4. С. 164-179. https://doi.org/10.31425/0042-8795-2023-4-164-179, https://elibrary.ru/jvtvbk
6. Николаев Н.И., Швецова Т.В. И.С. Тургенев в «Петербургском сборнике» (публикации писателя в контексте литературных исканий эпохи) // Учёные записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Филологические науки. 2020. Т. 6. № 4. С. 34-44. https://elibrary.ru/ifurco
7. Огурцова В.С. Маленький человек в гоголевской традиции Даля // Филология: научные исследования. 2022. № 6. С. 62-70. https://doi.org/10.7256/2454-0749.2022.6.38237, https://elibrary.ru/xvlqrz
8. Федотова А.А. Пародия в прозе Н.А. Некрасова 1840-х гг. // Верхневолжский филологический вестник. 2020. № 1 (20). С. 28-35. https://doi.org/10.20323/2499-9679-2020-1-20-29-35, https://elibrary.ru/fccdgr
9. Созина Е.К. «Мизеры с человеческой душой»: модусы изображения в произведениях Ф. Достоевского, Н. Некрасова, Ф. Решетникова // Quaestio Rossica. 2023. Т. 11. № 1. С. 52-72. https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.775, https://elibrary.ru/gjumvw
10. Филимонова Н.Ю. Н.С. Лесков и его предшественники (аспекты сопоставительного изучения народной темы) // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2022. Т. 2. № 2 (38). С. 46-56. https://doi.org/10.51965/20767919_2022_2_2_46, https://elibrary.ru/llcoyt
11. Зайцев Д.В. Очерк в раннем творчестве И.А. Бунина: литературная генеалогия жанра // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2024. № 2. С. 212-220. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0075-9-2024-47-02-15, https://elibrary.ru/hebnbj
12. Сильченко Г.В., Вьюшкова И.Г. «Осенние вечера» П.П. Ершова как метапоэтический текст // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2023. Т. 14. № 4. Ст. 40. https://elibrary.ru/hnxhle
13. Степанова А.С. Физиологические очерки Ф.В. Булгарина и натуральная школа // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2021. № 1 (5). С. 2-11. https://doi.org/10.18572/2687-0339-2021-1-2-11, https://elibrary.ru/xqrcra
14. Николюкин А.Н. «Бедные люди» на пустынном поле: Шевырёв о Достоевском // Литературоведческий журнал. 2021. № 1 (51). С. 21-27. https://doi.org/10.31249/litzhur/2021.51.02, https://elibrary.ru/dvobqk
15. Тихомиров В.В. В.Н. Майков и натуральная школа в русской литературе 1840-х гг. // Чужое: моё сокровище! Великий Новгород: Новгород. гос. ун-т им. Я. Мудрого, 2022. С. 137-147. https://doi.org/10.34680/978-5-89896-780-2/2022.memory.12, https://elibrary.ru/nypnmm
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Пронченко С.М. Специфика диалога с натуральной школой в рассказе «Артемий Семёнович Бервенковский» А.К. Толстого. Неофилология. 2025;11(1):88-97. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-88-97
For citation:
Pronchenko S.M. The specifics of dialogue with the natural school in the story “Artemy Semenovich Bervenkovsky” by A.K. Tolstoy. Neophilology. 2025;11(1):88-97. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-88-97