Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Стилистические функции односоставных глагольных предложений в газетном дискурсе

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-232-241

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения языковых средств газетного дискурса, являющегося неотъемлемой частью современного медиаинформационного пространства. Цель работы – выявить типы односоставных глагольных предложений, употребляющихся в языке газеты, определить частотность разных типов и проанализировать их стилистические функции в газетных текстах.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материал исследования – публикации газеты «Аргументы и факты». Используются метод сплошной выборки, статистический метод, методы структурно-семантического и функционально-стилистического анализа языковых единиц, контекстуальный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выявлено 455 односоставных глагольных предложений; определена частотность их типов. Установлено, что в газетных публикациях в наибольшем количестве представлены безличные конструкции, за ними следуют определённо-личные и неопределённо-личные, частотность которых в языке газеты примерно одинаковая. Четвёртое место занимают инфинитивные предложения. Минимальным количеством представлены обобщённо-личные конструкции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Определённо-личные предложения активны в языке газеты как источник лаконизма, динамичности, выразительности. Неопределённо-личные предложения придают газетным текстам живость и лёгкость, акцентируют внимание читателя на действии без упоминания субъекта. Обобщённо-личные конструкции используются с целью вовлечения читателя в описываемые события, «обобщения» автора с аудиторией. Безличные предложения прежде всего характерны для жанра интервью, который передаёт особенности устной речи. Инфинитивные предложения используются с целью передачи речи собеседника в диалоге и суждений автора публикации; для воспроизведения афористического высказывания; для привлечения внимания читателей к содержанию статьи в составе подзаголовка; для привлечения внимания потенциальных потребителей в рекламных текстах.

Об авторе

Н. В. Черникова
ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»
Россия

ЧЕРНИКОВА Наталия Владимировна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин

393760, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101



Список литературы

1. Космарская И.В., Цветаева Е.Н. Ещё раз об односоставных предложениях // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 9 (801). С. 48-57. https://elibrary.ru/vtquqn

2. Юсуфова Л.О. Место односоставных предложений в системе типов простого предложения // Вестник Социально-педагогического института. 2020. № 3 (35). С. 27-31. https://elibrary.ru/dxdrsb

3. Саидов Д.И., Салимов Р.Д. К вопросу об односоставности обобщённо-личных предложений в русском языке // Вестник университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). 2021. № 3-4 (75). С. 215-223. https://elibrary.ru/utmbhs

4. Авдеева И.Б. Двусоставные и односоставные предложения: традиционные, социальные и временные тенденции в русском языке // Преподаватель ХХI век. 2023. № 1-2. С. 313-322. https:doi:10.31862/2073-9613-2023-1-313-32, https://elibrary.ru/lrhqjp

5. Суси М., Ангграени Д., Нани И. Безличные предложения в русском языке и их переводы на индонезийский язык // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2020. № 42-4. P. 48-52. https://elibrary.ru/gfirgf

6. Корнева В.В. Инфинитивные предложения в русском и испанском языках // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 1. С. 51-60. https://doi.org/10.17308/lic.2020.1/2730, https://elibrary.ru/cjqzlg

7. Тумгоева Ф.З. К вопросу о грамматической основе односоставных предложений в русском и ингушском языках // Litera. 2023. № 2. С. 94-107. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2023.2.39845, https://elibrary.ru/decsxj

8. Бибилова Р.П., Мисикова Б.Г. Изучение обобщённо-личных односоставных предложений русского языка как средство развития речи учащихся в полилингвальной аудитории (на материале книги Т.Дз. Мамсурова «Построй свою башню») // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2013. № 4 (25). С. 102-106. https://elibrary.ru/sedlcv

9. Гайнанова Л.М. Специфика изучения глагольных односоставных предложений на занятиях русского языка как иностранного // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 10. C. 355-358. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.10.75, https://elibrary.ru/vavaod

10. Сулейманова С.Р. Односоставные конструкции в структуре сложных предложений // Новые горизонты русистики. 2020. № 10. С. 29-33. https://elibrary.ru/pgsyie

11. Конькова М.Ю. Лингвистическая и коммуникативная специфика односоставных предложений // Актуальные исследования. 2022. № 17 (96). С. 47-51. https://elibrary.ru/nitwdl

12. Анастасян Ж. Стилистическая функция односоставных предложений // Учёные записки Арцахского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 194-199. https://artsakhlib.am/ru/2018/11/

13. Изюмская С.С., Меликова О.С. Современный газетный дискурс и англицизмы: коммуникативнофункциональный статус // Научное обозрение. Педагогические науки. 2023. № 1. С. 42-46. https://doi.org/10.17513/srps.2469, https://elibrary.ru/hrhufo

14. Первухина С.В., Рудь Е.Е. Коммуникативно-ситуативный подход в изучении газетного дискурса // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2020. Т. 10. № 3. С. 10-20. https://elibrary.ru/cswaxl

15. Подкина Ю.В. Функции односоставных предложений в текстах периодической печати // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3-2. С. 68-71. https://elibrary.ru/scjlop

16. Данилова Е.А. Глагольные односоставные предложения в функции газетного заголовка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1. С. 139-142. https://elibrary.ru/xbeltv

17. Данилова Е.А. Специфика функционирования глагольных односоставных предложений в рекламном слогане // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2017. № 1 (93). С. 55-60. https://elibrary.ru/ygslov

18. Федотова Н.Л., Го Ц. Семантический аспект функционирования неопределённо-личных предложений в заголовках интернет-новостей // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 10-3 (112). С. 139-142. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.112.10.094, https://elibrary.ru/wkrcbz.


Рецензия

Для цитирования:


Черникова Н.В. Стилистические функции односоставных глагольных предложений в газетном дискурсе. Неофилология. 2025;11(2):232-241. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-232-241

For citation:


Chernikova N.V. Stylistic functions of one-member verb sentences in newspaper discourse. Neophilology. 2025;11(2):232-241. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-232-241

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)