Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Синестезия в ранней лирике В.В. Набокова. Постановка проблемы

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-296-306

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Выявлены ключевые синестетические концепты в ранней поэзии В. Набокова, а также их роль в создании художественного образа. Целью исследования стало выявление ключевых синестетических концептов в ранней поэзии В. Набокова, чтобы понять их роль в создании художественного образа сборника и в дальнейшем место в творчестве автора. Феномен синестезии привлекает значительное внимание исследователей в различных областях гуманитарного знания. В литературе данный приём используется для усиления образности текста за счёт комбинирования различных сенсорных восприятий. Поэтическое наследие В. Набокова представляет для исследователей ценный корпус текстов для изучения синестетических механизмов, обусловленных авторским мироощущением.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материалом исследования послужили стихотворения, включённые в дебютный сборник В. Набокова «Стихи» (1916). Анализ проводился с опорой на семантический и концептуальный методы, а также посредством интерпретации авторских синестетических метафор. Выявлено, что в поэтическом дискурсе В. Набокова наблюдаются устойчивые цветовые концепты «бледный», «лиловый», «лазурный» и «кровавый», обладающие не только визуальной, но и символической значимостью. Концепт «бледный» ассоциируется с мотивами увядания и потерь, «лиловый» – с переходными состояниями и ностальгией, «лазурный» – с мечтательностью и небесной гармонией, а «кровавый» – с ощущением боли и эмоционального напряжения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты исследования свидетельствуют о том, что взаимодействие указанных концептов формирует сложную систему синестетических образов, существенно обогащающую эмоциональное восприятие текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Полученные данные открывают перспективы для дальнейшего изучения механизмов синестезии не только в поэтическом, но и в прозаическом наследии В. Набокова.

Об авторах

А. Ю. Овчаренко
ФГАОУ «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
Россия

ОВЧАРЕНКО Алексей Юрьевич, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и лингвокультурологии

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Scopus ID: 57193953491

ResearcherID: Z-3696-2019



С. А. Конькова
ФГАОУ «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы»
Россия

КОНЬКОВА Стефания Антоновна, соискатель степени кандидата филологических наук, кафедра русского языка и межкультурной коммуникации

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Список литературы

1. Иванов В.В. Лингвистика третьего тысячелетия: вопросы к будущему. Москва: Языки славянских культур, 2004. 208 с. https://elibrary.ru/suqhvr

2. Biggam C.P. The Semantics of Colour. A Historical Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 274 р. https://doi.org/10.1017/CBO9781139051491

3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. Москва, 1997. 288 с.

4. Погребная Я.В. Тенденция к синэстезии в мире Набокова // «Плоть поэзии и призрак прозрачной прозы…» Лирика В.В. Набокова. Москва: Флинта, 2021. 247 c.

5. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство: аспекты психолингвистического анализа. Москва: Наука, 1984. 174 c.

6. Браэм Г. Психология цвета. Москва: ACT: Астрель, 2009. 158 с. https://elibrary.ru/qxybaz

7. Root N., Asano M., Melero H., Kim Ch.-Y. et al. Do the colors of your letters depend on your language? Language-dependent and universal influences on grapheme-color synesthesia in seven languages // Consciousness and Cognition. 2021. Vol. 95. Art. 103192. https://doi.org/10.1016/j.concog.2021.103192

8. Труфанова И.В. Типы синестезии в повести Б. Пастернака «Детство Люверс» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2023. Т. 15. №. 1. С. 126-137. https://doi.org/10.22363/2313-2299-2024-15-1-126-137, https://elibrary.ru/cpqujm

9. Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии: сб. ст. по материалам науч. конф. / под ред. Е.Г. Яковлева. Москва: Изд-во МГУ, 1992. 127 с.

10. Комина Э.В. Вербальная синестезия // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2006. № 2. С. 83-97. https://elibrary.ru/jxatdf

11. Горбачёва И.А., Николаев П.А. Фонэстетические приёмы в «Игровой поэтике» текстов В.В. Набокова // Вестник Волжского университета им В.И. Татищева. 2020. Т. 2. № 2 (32). С. 66-76. https://elibrary.ru/iojjzo

12. Chirila A.S. Direct and indirect сolour terms in Vladimir Nabokov’s autobiographical prose: an overview // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 4 (6). С. 20-24. https://elibrary.ru/esssnw

13. Глазунова С.И. Цвет и звук как компоненты критических работ Владимира Набокова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. № 1. С. 276-279. https://elibrary.ru/pyjfav

14. Бакуменко О.Н. Цветообозначения в двуязычном мировидении В. Набокова (на материале оригинального и автопереводного текстов романа «Лолита») // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2023. Т. 20. Вып. 1. С. 4-19. https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.101, https://elibrary.ru/vtmsel

15. Дмитриева К.В. Концепт цвет в когнитивно-функционально-стилистическом аспекте: на материале романов В. Набокова «Лолита» и А. Фадеева «Разгром»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 2012. https://elibrary.ru/zorpyt

16. Павлова Л.В., Романова И.В. Поэтика цвета “Cattleyalabiata” в лирике Владимира Набокова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2023. Т. 22. № 2. С. 98-108. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2023-22-2-98-108, https://elibrary.ru/pqqpcm

17. Труфанова И.В. Сиреневый цвет и его оттенки в лирике В.В. Набокова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 9. C. 183-189. https://elibrary.ru/slpdnc

18. Задорнова В.Я. Синестезия как стилистический приём в прозе В. Набокова и возможности его передачи на другом языке // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2020. № 1. С. 9-18. https://elibrary.ru/ikdhix

19. Симоненко М.А. Языковая синестезия = метафора: аксиома или лингвистическая гипотеза? // Этнопсихолингвистика. 2022. № 3 (10). С. 76-89. https://doi.org/10.31249/epl/2022.03.06, https://elibrary.ru/vrdylc

20. Ярошенко П.В. Синестетические словосочетания в параллельном мультиязычном корпусе // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2023. Т. 82. № 4. С. 91-99. https://doi.org/10.31857/S160578800027394-9, https://elibrary.ru/irhkxr

21. Моисеенко Л., Моисеенко В. Синестезия как элемент индивидуального стиля Владимира Набокова // STUDIA SLAVICA SAVARIENSIA. 2013. № 1-2. С. 354-365. https://doi.org/10.17668/SSS.2013.1-2.354.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Овчаренко А.Ю., Конькова С.А. Синестезия в ранней лирике В.В. Набокова. Постановка проблемы. Неофилология. 2025;11(2):296-306. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-296-306

For citation:


Ovtcharenko A.Yu., Konkova S.A. Synesthesia in the early lyrics of V.V. Nabokov. Problem statement. Neophilology. 2025;11(2):296-306. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-2-296-306

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)