Проблема кибербуллинга в зеркале видеоблогинга
https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-139-147
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Психологическая тематика сегодня востребована в видеоблогинге. Цель исследования – выявить подходы видеоблогеров русскоязычного сектора Интернета к информированию о кибербуллинге, конкретизировать доминирующие в этой тематической нише риторики.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материал исследования – видеоролики, размещённые на платформе «Рутьюб» и выдаваемые алгоритмами приоритезации первыми по запросу «кибербуллинг». На основе мультимодального дискурс-анализа этих видеороликов мы конкретизируем доминирующие риторики в описании кибербуллинга, а также фиксируем доминирующие подтемы в рамках ключевой темы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Видеоблогеры активно разрабатывают тему кибербуллинга. В аспекте доминирующих риторик нельзя говорить о преобладании объективной или субъективной формы подачи информации – они присутствуют в анализируемом контенте в равной степени. Наряду с этим, можно отметить, что риторики оптимизма и рациональности доминируют над риторикой фрустрации. Обращено внимание на такие аспекты явления, как виды, причины и средства предотвращения кибербуллинга. При этом определение кибербуллинга даётся не всегда, что свидетельствует о том, что термин постепенно становится общепринятым. Вместе с тем его трактовка чрезвычайно вариабельна у разных авторов, широк круг явлений, объединяемых понятием «кибербуллинг». Также вариабельны описание причин и способов борьбы с этим явлением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В анализируемом секторе медиа распространено такое явление, как пересказ однотипной информации в разных вариантах, а также рецептурная манера повествования. Однако большинство публикаций имеет конструктивных характер и направлено на борьбу с негативными последствиями кибербуллинга.
Ключевые слова
Об авторах
А. М. ШестеринаРоссия
Шестерина Алла Михайловна, доктор филологических наук, профессор, профессор Высшей школы (факультета) телевидения
119991, г. Москва, Ленинские Горы, 1
Scopus ID: 57243108400
В. В. Богуславская
Россия
БОГУСЛАВСКАЯ Вера Васильевна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации
117485, г. Москва, ул. Академика Волгина, 6
Researcher ID: O-2193-2016
Список литературы
1. Vartanova E.L. Media and the city: about current mutual influences. Medi@l’manakh = Medi@lmanah, 2020, no. 1 (96), pp. 8-19. (In Russ.) https://elibrary.ru/rksksg
2. Amzin A.A. Features of media consumption. In: How New Media Have Changed Journalism. 2012–2016. Ekaterinburg, Humanitarian University Publ., 2016, 304 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/xqepzz
3. Vartanova E.L. Towards the implications of digital transformation of the media environment. Medi@l’manakh = Medi@lmanah, 2022, no. 2 (109), pp. 8-14. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.2.2022.814, https://elibrary.ru/yrzxdz
4. Zvereva E.A, Khvorova V.A. Transformation of value orientations of young people in a modern information and communication environment. Kommunikativnye issledovaniya = Communication Studies, 2022, vol. 9, no. 1, pp. 7-28. (In Russ.) https://doi.org/10.24147/2413-6182.2021.9(1).7-28, https://elibrary.ru/adfvbn
5. Fatyanov V.M., Kartavtsev D.A. Features of influence of network Internet communities on value orientations of student youth. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = The Surgut State Pedagogical University Bulletin, 2018, no. 5 (56), pp. 58-67. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2019.56.5.007, https://elibrary.ru/vvmrhg
6. Simakova S.I. Collision of thinking in the youth as a consequence of development of visual communications in the media. Znak. Problemnoe pole mediaobrazovaniya = Sign: Problematic Field in Mediaeducation, 2017, no. 2 (24), pp. 107-118. (In Russ.) https://elibrary.ru/yrgief
7. Vartanova E L., Vyrkovskii A.V., Zagidullina M.V. Media text in the era of digital platforms: opportunities and threats. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Lomonosov Journalism Journal, 2024, no. 3 (49), pp. 3-13. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.3.2024.313, https://elibrary.ru/uujmhi
8. Kopylova O.Yu., Fedorchenko K.E. Current practice in the application of digital asceticism. Materialy Vserossiiskoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii «Sovremennye tekhnologii v obrazovanii: aktual’nye problemy i tendentsii» = Proceedings of the All-Russian Scientific and Theoretical Conference “Modern Technologies in Education: Current Problems and Tendencies”. Izhevsk, East-Europe Institute Publ., 2021, pp. 205-210. (In Russ.) https://elibrary.ru/evuuym
9. Shiller A., Vege A. Cyberbulling. In: How to Read Media. Moscow, GetEInstitut Publ., 2020, pp. 24-25. (In Russ.)
10. Grabelnikov A.A., Gegelova N.S. Screen Communication and Visualization of Journalism. Tver, Tver State University Publ., 2019, 335 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/uiznso
11. Zvereva E.A., Sapunov V.I., Pinchuk O.V., Shesterina A.M. Peculiarities of Functioning of Modern Audiovisual Media. Voronezh, Kvarta Publ., 2018, 258 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/vpbnyi
12. Kachkaeva A.G., Shomova S.A., Lapina-Kratasyuk E.G. et al. Multimedia Journalism. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2017, 413 p. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1189-3, https://elibrary.ru/xymvjj
13. Shchepilova G.G., Kruglova L.A. Video content on the Internet: features of audience consumption. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 8, no. 2, pp. 342-354. (In Russ.) https://doi.org/10.17150/2308-6203.2019.8(2).342-354, https://elibrary.ru/scrrce
14. Gazizyanov T.A., Mansurova Z.R. Psychology of cyberbullying. Types and reasons of cyberbullying. Obshchestvo, pravo, gosudarstvennost’: retrospektiva i perspektiva = Society, Law, Statehood: Retrospective and Perspective, 2023, no. 4 (16), pp. 89-92. (In Russ.) https://elibrary.ru/lednpj
15. Pronina N.A. Cyberbulling as a form of interaction in the modern Internet space. Obshchestvo = Society, 2020, no. 2 (17), pp. 91-93. (In Russ.) https://elibrary.ru/jpvehz
16. Skvortsov K.V., Vasilishin D.O. Cyberbullying as an underestimated threat in Russian society. Sbornik nauchnykh materialov Mezhdunarodnoi konferentsii «Sub’ektivnoe psikhologicheskoe blagopoluchie» = Collection of Scientific Materials of the International Conference “Subjective Psychological Well-being”. Yaroslavl, RIO YAGPU Publ., 2024, pp. 292-296. (In Russ.) https://elibrary.ru/cutgot
17. Shevko N.R., Kondrateva D.R. Cyberbulling. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya, 2024, no. 110-18, pp. 52-54. (In Russ.) https://doi.org/10.18411/trnio-06-2024-976, https://elibrary.ru/fdytnc
18. Beinenson V.A. Development of journalistic genres and formats in video blogs. Vek informatsii = Information Age, 2019, vol. 7, no. 1, pp. 82-93. (In Russ.) https://elibrary.ru/vyalpa
19. Demchenkov S.A., Zadnepryanskaya A.S. Video blogs as a kind of new media: typology problem. Materialy 9 Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Ehlektronnye sredstva massovoi informatsii: vchera, segodnya, zavtra» = Proceedings of the 9th All-Russian Scientific and Practical Conference “Electronic Media: Yesterday, Today, Tomorrow”. St. Petersburg, St. Petersburg University of Humanities and Social Sciences Publ., 2015, pp. 58-60. (In Russ.) https://elibrary.ru/idlyde
20. Doronina Yu.G. Video blogs as new media. Al’manakh mirovoi nauki, 2018, no. 6 (26), pp. 97-99. (In Russ.) https://elibrary.ru/yvqepz
21. Mogilevskaya G.I., Kretsu V.O., Kretsu D.O. Videoblog as a communication channel: peculiarities and prospects for development. Alleya nauki, 2018, vol. 1, no. 10 (26), pp. 362-366. (In Russ.) https://elibrary.ru/ysankh
22. Nalivaiko Yu.Yu., Kayushova S.R. Ways and techniques to influence the audience through video blogging. Donetsk Readings 2023: Education, Science, Innovation, Culture and Challenges of Our Time. Donetsk, DonSU Publ., 2023, pp. 368-370. (In Russ.)
23. Kulikov S.V., Kurbatov V.I., Papa O.M. Virtual identity in the format of self-construction: information resources and information subjectivit. Gumanitarnye, sotsial’no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki = Humanities, Social-Economic and Social Sciences, 2022, no. 2, pp. 60-67. (In Russ.) https://doi.org/10.23672/x3780-1235-1427-e, https://elibrary.ru/xlqont
24. Saiganova E.V., Lepneva A.M., Zholudeva A.A. Video blogging as a new space for self-realization of young people. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i sotsial’no-ehkonomicheskikh nauk, 2020, no. 3 (74), pp. 95-97. (In Russ.) https://elibrary.ru/cpwpap
Рецензия
Для цитирования:
Шестерина А.М., Богуславская В.В. Проблема кибербуллинга в зеркале видеоблогинга. Неофилология. 2025;11(1):139-147. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-139-147
For citation:
Shesterina A.M., Boguslavskaya V.V. The problem of cyberbullying in the mirror of videoblogging. Neophilology. 2025;11(1):139-147. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-139-147