Preview

Неофилология

Расширенный поиск

Проблема кибербуллинга в зеркале видеоблогинга

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-139-147

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Психологическая тематика сегодня востребована в видеоблогинге. Цель исследования – выявить подходы видеоблогеров русскоязычного сектора Интернета к информированию о кибербуллинге, конкретизировать доминирующие в этой тематической нише риторики.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Материал исследования – видеоролики, размещённые на платформе «Рутьюб» и выдаваемые алгоритмами приоритезации первыми по запросу «кибербуллинг». На основе мультимодального дискурс-анализа этих видеороликов мы конкретизируем доминирующие риторики в описании кибербуллинга, а также фиксируем доминирующие подтемы в рамках ключевой темы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Видеоблогеры активно разрабатывают тему кибербуллинга. В аспекте доминирующих риторик нельзя говорить о преобладании объективной или субъективной формы подачи информации – они присутствуют в анализируемом контенте в равной степени. Наряду с этим, можно отметить, что риторики оптимизма и рациональности доминируют над риторикой фрустрации. Обращено внимание на такие аспекты явления, как виды, причины и средства предотвращения кибербуллинга. При этом определение кибербуллинга даётся не всегда, что свидетельствует о том, что термин постепенно становится общепринятым. Вместе с тем его трактовка чрезвычайно вариабельна у разных авторов, широк круг явлений, объединяемых понятием «кибербуллинг». Также вариабельны описание причин и способов борьбы с этим явлением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В анализируемом секторе медиа распространено такое явление, как пересказ однотипной информации в разных вариантах, а также рецептурная манера повествования. Однако большинство публикаций имеет конструктивных характер и направлено на борьбу с негативными последствиями кибербуллинга.

Об авторах

А. М. Шестерина
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Россия

Шестерина Алла Михайловна, доктор филологических наук, профессор, профессор Высшей школы (факультета) телевидения

119991, г. Москва, Ленинские Горы, 1

Scopus ID: 57243108400



В. В. Богуславская
ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина»
Россия

БОГУСЛАВСКАЯ Вера Васильевна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации

117485, г. Москва, ул. Академика Волгина, 6

Researcher ID: O-2193-2016



Список литературы

1. Vartanova E.L. Media and the city: about current mutual influences. Medi@l’manakh = Medi@lmanah, 2020, no. 1 (96), pp. 8-19. (In Russ.) https://elibrary.ru/rksksg

2. Amzin A.A. Features of media consumption. In: How New Media Have Changed Journalism. 2012–2016. Ekaterinburg, Humanitarian University Publ., 2016, 304 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/xqepzz

3. Vartanova E.L. Towards the implications of digital transformation of the media environment. Medi@l’manakh = Medi@lmanah, 2022, no. 2 (109), pp. 8-14. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.2.2022.814, https://elibrary.ru/yrzxdz

4. Zvereva E.A, Khvorova V.A. Transformation of value orientations of young people in a modern information and communication environment. Kommunikativnye issledovaniya = Communication Studies, 2022, vol. 9, no. 1, pp. 7-28. (In Russ.) https://doi.org/10.24147/2413-6182.2021.9(1).7-28, https://elibrary.ru/adfvbn

5. Fatyanov V.M., Kartavtsev D.A. Features of influence of network Internet communities on value orientations of student youth. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = The Surgut State Pedagogical University Bulletin, 2018, no. 5 (56), pp. 58-67. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2019.56.5.007, https://elibrary.ru/vvmrhg

6. Simakova S.I. Collision of thinking in the youth as a consequence of development of visual communications in the media. Znak. Problemnoe pole mediaobrazovaniya = Sign: Problematic Field in Mediaeducation, 2017, no. 2 (24), pp. 107-118. (In Russ.) https://elibrary.ru/yrgief

7. Vartanova E L., Vyrkovskii A.V., Zagidullina M.V. Media text in the era of digital platforms: opportunities and threats. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Lomonosov Journalism Journal, 2024, no. 3 (49), pp. 3-13. (In Russ.) https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.3.2024.313, https://elibrary.ru/uujmhi

8. Kopylova O.Yu., Fedorchenko K.E. Current practice in the application of digital asceticism. Materialy Vserossiiskoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii «Sovremennye tekhnologii v obrazovanii: aktual’nye problemy i tendentsii» = Proceedings of the All-Russian Scientific and Theoretical Conference “Modern Technologies in Education: Current Problems and Tendencies”. Izhevsk, East-Europe Institute Publ., 2021, pp. 205-210. (In Russ.) https://elibrary.ru/evuuym

9. Shiller A., Vege A. Cyberbulling. In: How to Read Media. Moscow, GetEInstitut Publ., 2020, pp. 24-25. (In Russ.)

10. Grabelnikov A.A., Gegelova N.S. Screen Communication and Visualization of Journalism. Tver, Tver State University Publ., 2019, 335 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/uiznso

11. Zvereva E.A., Sapunov V.I., Pinchuk O.V., Shesterina A.M. Peculiarities of Functioning of Modern Audiovisual Media. Voronezh, Kvarta Publ., 2018, 258 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/vpbnyi

12. Kachkaeva A.G., Shomova S.A., Lapina-Kratasyuk E.G. et al. Multimedia Journalism. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2017, 413 p. (In Russ.) https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1189-3, https://elibrary.ru/xymvjj

13. Shchepilova G.G., Kruglova L.A. Video content on the Internet: features of audience consumption. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 8, no. 2, pp. 342-354. (In Russ.) https://doi.org/10.17150/2308-6203.2019.8(2).342-354, https://elibrary.ru/scrrce

14. Gazizyanov T.A., Mansurova Z.R. Psychology of cyberbullying. Types and reasons of cyberbullying. Obshchestvo, pravo, gosudarstvennost’: retrospektiva i perspektiva = Society, Law, Statehood: Retrospective and Perspective, 2023, no. 4 (16), pp. 89-92. (In Russ.) https://elibrary.ru/lednpj

15. Pronina N.A. Cyberbulling as a form of interaction in the modern Internet space. Obshchestvo = Society, 2020, no. 2 (17), pp. 91-93. (In Russ.) https://elibrary.ru/jpvehz

16. Skvortsov K.V., Vasilishin D.O. Cyberbullying as an underestimated threat in Russian society. Sbornik nauchnykh materialov Mezhdunarodnoi konferentsii «Sub’ektivnoe psikhologicheskoe blagopoluchie» = Collection of Scientific Materials of the International Conference “Subjective Psychological Well-being”. Yaroslavl, RIO YAGPU Publ., 2024, pp. 292-296. (In Russ.) https://elibrary.ru/cutgot

17. Shevko N.R., Kondrateva D.R. Cyberbulling. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya, 2024, no. 110-18, pp. 52-54. (In Russ.) https://doi.org/10.18411/trnio-06-2024-976, https://elibrary.ru/fdytnc

18. Beinenson V.A. Development of journalistic genres and formats in video blogs. Vek informatsii = Information Age, 2019, vol. 7, no. 1, pp. 82-93. (In Russ.) https://elibrary.ru/vyalpa

19. Demchenkov S.A., Zadnepryanskaya A.S. Video blogs as a kind of new media: typology problem. Materialy 9 Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Ehlektronnye sredstva massovoi informatsii: vchera, segodnya, zavtra» = Proceedings of the 9th All-Russian Scientific and Practical Conference “Electronic Media: Yesterday, Today, Tomorrow”. St. Petersburg, St. Petersburg University of Humanities and Social Sciences Publ., 2015, pp. 58-60. (In Russ.) https://elibrary.ru/idlyde

20. Doronina Yu.G. Video blogs as new media. Al’manakh mirovoi nauki, 2018, no. 6 (26), pp. 97-99. (In Russ.) https://elibrary.ru/yvqepz

21. Mogilevskaya G.I., Kretsu V.O., Kretsu D.O. Videoblog as a communication channel: peculiarities and prospects for development. Alleya nauki, 2018, vol. 1, no. 10 (26), pp. 362-366. (In Russ.) https://elibrary.ru/ysankh

22. Nalivaiko Yu.Yu., Kayushova S.R. Ways and techniques to influence the audience through video blogging. Donetsk Readings 2023: Education, Science, Innovation, Culture and Challenges of Our Time. Donetsk, DonSU Publ., 2023, pp. 368-370. (In Russ.)

23. Kulikov S.V., Kurbatov V.I., Papa O.M. Virtual identity in the format of self-construction: information resources and information subjectivit. Gumanitarnye, sotsial’no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki = Humanities, Social-Economic and Social Sciences, 2022, no. 2, pp. 60-67. (In Russ.) https://doi.org/10.23672/x3780-1235-1427-e, https://elibrary.ru/xlqont

24. Saiganova E.V., Lepneva A.M., Zholudeva A.A. Video blogging as a new space for self-realization of young people. Aktual’nye problemy gumanitarnykh i sotsial’no-ehkonomicheskikh nauk, 2020, no. 3 (74), pp. 95-97. (In Russ.) https://elibrary.ru/cpwpap


Рецензия

Для цитирования:


Шестерина А.М., Богуславская В.В. Проблема кибербуллинга в зеркале видеоблогинга. Неофилология. 2025;11(1):139-147. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-139-147

For citation:


Shesterina A.M., Boguslavskaya V.V. The problem of cyberbullying in the mirror of videoblogging. Neophilology. 2025;11(1):139-147. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2025-11-1-139-147

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-6953 (Print)
ISSN 2782-5868 (Online)